Хрупкий мир

Виктория Белькова
         Всякий мир хрупок.  Ученые говорят, что наша Земля, хрупка, как яйцо. Но не только в физическом смысле. Хрупкими являются  любые  отношения людей: в коллективе, в семье, все равно где. Покатится с горки маленький камешек, нечаянно увлечет за собой камень больше, тот заденет еще более серьезный валун, – и вот несется уже с горы лавиной камнепад, сметая и уничтожая все на своем пути.


        Как уберечься от лавины?  Разумно было бы уйти в сторону. Бесполезно бороться со стихией. Но большинство из нас только тем и занимаются, что поступают неразумно: тебе скажут обидное слово, а ты в ответ два или десять. Иногда кажется, что человек только для того и рожден, чтобы делать глупости.  И вот уже надвигается на тебя девятый вал, ломая судьбы, семьи, государства, миры.


       Однажды,  во время паломничества  в монастырь, подобный вопрос я задала иеромонаху Варлааму:

-- Как сохранить мир и уберечься от лавины?

 Батюшка ответил со вздохом:

--  Жизнь наша – море житейское.  А вы попробуйте не бороться с волной. Видите, надвигается волна, наберите больше воздуха в легкие, и поднырните под нее. Волна пройдет, не задев вас.  А вы потом выныриваете – кругом солнышко светит.

-- Так просто! – подумала я.


     Как же я ошибалась!  На практике все совсем не просто!  А батюшка продолжил:

-- Хорошо бы еще Псалтырь читать. Хотя бы по одной кафизме в день.
Увидев ужас в моих глазах, отец Варлаам поспешил как-то жалостливо добавить:

-- Ну, хотя бы по одной Славе.

В то время я только начинала изучение церковнославянского, и с трудом могла прочитывать в день едва ли по одному псалму. Так что было от чего появиться страху в моих глазах.


         Хотя, что такое одна кафизма? Это пятнадцать минут молитвенного разговора с Богом. Но мы не можем найти для общения с Отцом Небесным и этого малого времени. Беззастенчиво теряя в важных, не очень важных и совсем ненужных разговорах часы, месяцы. Годы. А интернет с телевизором – это вообще отдельная тема для разговора.


         Совет с нырянием  под надвигающуюся волну работает – проверено на себе.  Гениальность находки еще и в том, что находясь под водой, много-то не поговоришь.  И спорщик, потеряв оппонента, быстро иссякает в красноречии.


         Слабость этого метода - в недейственности его против затяжных шквалов.  При больших штормах никакого кислорода под водой не хватит. Когда незаметно «из искры возгорелось пламя», когда вокруг уже сжимается огненное кольцо, вдруг, начинаешь понимаешь, что помощь может прийти только Сверху. В этих случаях я поступаю, по совету еще одного очень мудрого священника, который сказал:

-- А ты читай Иисусову молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную» или краткую молитву «Господи, помилуй!» И лучше вслух.

          Порой даже уши полезно заткнуть, чтобы не сбиться.  Эффект потрясающий. При первых словах молитвы у любителя словесных баталий наступает шок.

-- Го-о-о-споди, Иису-у-се Христе, Сыне Бо-о-ожий, поми-и-илуй мя! – выученная в одном из крестных ходов мелодия молитвы дождем начинает проливаться на огненное кольцо вокруг вас.

После минутного замешательства, начинаются всполохи, но уже не такой силы:

-- Что? Святая что ли?

-- Господи, поми-и-и-луй!

-- Святош-ш-ша, – это уже шипение на углях затухающего костра.

-- Господи, поми-и-и-луй!

-- Греш-ш-ш-ную не забывай добавлять!  Греш-ш-ш-ную!

-- Да, грешную, грешную, –  мысленно соглашаюсь я, – кто бы сомневался!

-- Господи, помилуй! – это уже вслух.


       Наконец, последний дымок поднялся от потухших углей. Вон из ушей затычки, глаза нараспашку.  И тут опять вспоминаю отца Варлаама:

-- Глянете вокруг – солнышко светит!

-- И солнышко светит, батюшка, и птички поют!