Нужны ли нам критики?

Владимир Вейс
Сколько литераторов на нашем сайте? Судя по статистике, нас  - много. Рьяно пишущих – сотня, вторая. Пробующих перо – 98 процентов. Остальные любопытствующие. Может это не точно. Может, по настоящему пишущих одна треть, но они об этом не заявляют. Первая причина – серьёзный писатель, ещё не признанный сообществом, не любит тусовок и занимается делом один на один с Музой. Вторая – они ещё не знают, насколько прекрасны их произведения и стесняются об этом спросить. По третьей причине даже достаточно известные на сайте писатели смотрят на жизнь и своё дело философски. Мол, их труд, как это не прискорбно, никому не нужен.
Был бы нужен, но государство сегодня относится к писателям до тошноты рационально: талант сам пробьёт себе дорогу!
Не пробивает. И это опять же не волнует государство, по простой причине – оно о гениях не знает.
В советские времена существовала единая писательская организация, которая была на содержании у государства.  Плохо это или хорошо?
Плохо, потому что писатели были обязаны кроить своё творчество в мастерской под названием «Социалистический реализм».
Хорошо, потому что писатель находился на содержании издательств, авансирующих его произведения. Хорошо помню поэта, который за целый день писал всего лишь несколько строчек. И он  считал их гениальными. А остальное время он жил в ореоле хранимого государством творческого человека.
Было комфортно до тех пор, пока художник слова не нарушал правил игры. Ему прощалась некая аморальность существования – беспорядочная приверженность к алкоголизму и женщинам, но не критика строя.
Что мы имеем сейчас? То и имеем – плюрализм.  А как обрести то душевное равновесие, которое складывается из творческого потенциала и работоспособности, с одной стороны, и признания товарищей по творческому цеху и издательств, стоящих на пороге кабинетов (хрущевок, вилл, халуп) писателей с готовыми контрактами, с другой стороны. Смотришь иной голливудский фильм и диву даёшься, как прекрасна жизнь писателя! А тот ещё, простым языком говоря, выкобенивается.
Что мешает в России создать климат оранжереи по выращиванию гениев от слова?
Опять же внимание государства, озабоченного отсутствием «учебников жизни», как назывались в своё время книги! Отсутствие структур, заинтересованных в книгоиздательском буме. Нет истинных рыночников, которые определяли бы спрос душ читателей на чтиво, приносящее  истинное удовольствие интеллигентному, думающему человеку.
Нет у рыночников инструментов, дающих прогнозы на появление прекрасных произведений.
А что за инструменты?
Наверное, в первую очередь имеются в виду литературные агентства, которые работают с авторами. Как правило, эти агентства заключают контракты с авторами и с издательствами. Другими словами, они несут ответственность за авторов. Это важно, потому что именно агент хорошо знает возможности и особенности творчества конкретного писателя.
А как агентствам находить авторов?
Здесь много путей, даже через рекламные объявления. Но есть ещё один важный путь – через литературных критиков.
Увы, мы не знаем о таковых ничего, если они имеются. А почему? Потому что литкритик  - это тоже творческая личность, которая реализует свои потребности через чтение произведений и… постоянный поиск лучших из лучших писателей.

Каждый из нас по-своему критик. Но большинство – это люди любящие творчество и тех, кто им занимается. Без любви к автору – не напишешь по-настоящему ценный и важный писателю отзыв о произведении. Без любви к обществу – не найдёшь такого писателя, который бы удовлетворял это общество в учебниках жизни.
Михаил Булгаков спустя годы, десятилетия, убил критиков, выведя образ Латунского. В годы перестройки в СССР никто из критиков не захотел стать таковым. Даже в одном из сериалов, показанных недавно по центральному телевидению, обличён механизм «заказной критической статьи» того времени. А ведь появлялись такие лишь по одному звонку свыше… Понятно, что изменилось время.
Итак, ныне, огромному количеству творческих людей нужны точные и компетентные слова об их работах. Хотя бы на страницах сайта. Нужны люди, которые бы умели тактично, но конкретно говорить о достоинствах или ошибках авторов.
Можем ли мы это сами? Вряд ли. Трудно умело сказать правду о произведении товарища по цеху.
А что вы думаете по этой проблеме?