Вынужденная посадка

Олег Намаконов
Хорошо помню июльский день 1966 года, который был теплый, но с сильными порывами ветра. Я смог вырваться на аэродром только во второй половине дня. Основное звено спортсменов-планеристов парили над Хекциром -  заповедной холмистой территорией Хабаровского края, где лес и вода от широких разливов реки Амур способствовали формированию кучевых облаков, под которыми  были хорошие воздушные потоки.

Находясь рядом с командным  пунктом, я слушал переговоры курсантов. Слышу, один из спортсменов запросил разрешение на возвращение с задания. После приземления он доложил, что воздушные потоки стабильные, но из-за сильных порывов ветра очень устал, поэтому и вернулся.
- Намаконов  полетишь? -  спросил Власенко
- Полечу.
- И что за натура, когда бы ни спросил готов лететь в любую погоду и никогда не устает, - пробасил Власенко.
- В небе  я отдыхаю, - громко ответил  своему инструктору.
- Хорошо, разрешаю взлет, но полет только в зоне над аэродромом.

Меня подняли на высоту 800 метров и я начал парить над аэродромом, встречая проходящие мимо облака, подпитывая себя их воздушными потоками.

Как сейчас помню, вижу, к аэродрому подходит большое высокое, почти грозовое облако,  как айсберг. Я нырнул под него и как коршун раскинувший крылья стал  кружиться в вираже, и с каждой секундой поднимался все выше и выше. Стрелка на вариометре показывала два с половиной -  три метра в секунду. 

Душа ликовала и я забыл обо всем на свете. Увлекся на всю катушку. Опомнился, когда достигнув нижней рыхлой кромки облака, вошел во внутрь и начался слепой полет при высоте 1800 метров. Мне это не понравилось. Штурвалом от себя вывел планер из облака и осмотрелся.

И когда слева вдали увидел большой Хабаровский аэропорт то понял, что нахожусь в запретной зоне. В зоне снижения высоты идущих на посадку рейсовых самолетов. Своего аэродрома видно не было. Молча развернулся и взял курс на свой аэроклуб и молил Бога, чтобы хватило высоты до него долететь.

Мысленно рассчитал, если буду идти с постоянным снижением то долечу до завода им. Горького или чуть дальше и упаду, а это только половина пути. Когда, подлетая к заводу, высоты оставалось чуть больше  400 метров, стрелка на вариометре вздрогнула и медленно поползла вверх. Надо мною проходило плотное облако.

Я снова встал в вираж и начал набор высоты и набрал почти 1000 метров, пока облако не распалось и не расползлось туманной дымкой по сторонам. Погнавшись за облаком, я снова оказался почти там, где уже был.

Снова взял курс на свой аэродром. Небо посветлело и остатки облаков растворились в небесной синеве, чтобы медленнее снижаться шел на предельно малой скорости. Когда высота стала 400 метров начал искать место для вынужденной посадки.

И слышу по рации: - Номер 15,  место, высота, - голос руководителя полетами. Сообщил координаты и свою  высоту 350 метров. - Срочно подбирай место для посадки, ветер боковой с порывами до 15 метров в секунду, встревожено пробасил Власенко.

При неправильном заходе на посадку такого порыва ветра достаточно, чтобы перевернуть машину. По правилам нужно садиться только против ветра. Внизу было большое поле и видны были гребни - возможно, картофельные.

Помню, как в уме просчитал: - При посадке по правилам -  поперек гребней, можно вырвать шасси и перевернуть машину, т.е. разбиться вдрызг. Поэтому увидев поросшую проселочную дорогу, проходящую под высоковольтной линией,  где больше ничего не мешало посадке, принял решение садиться на дорогу, а боковой удар от порывов ветра парировать увеличением посадочной скорости до 150 километров  в час и наклоном правого крыла до 20 градусов. Перед самой землей почувствовал сильный боковой удар ветра, но машину удержал, благодаря предпринятым мерам.

Приземлился, как у себя дома: мягкое касание, пробежка и остановка, и чтобы визуально для начальства, когда они прилетят на самолете,  было меньше нарушений, планер приподнял   за хвост и развернул  против ветра. Связь с аэродромом из-за удаления и перепада высоты была недоступна,  их слышал, а они меня нет.

Слышу команду Власенко курсанту с планера №14, пролететь максимально близко от меня и сообщить, цела ли машина или нет. Когда № 14 появился в зоне моей видимости, я по рации ему передал, что совершил вынужденную посадку: - Машина цела и готова к взлету.  Жду самолет.

Не прошло и часа, надо мною на малой высоте пролетел наш «тягач», за штурвалом которого был сам начальник аэроклуба. По рации с борта самолета мне сообщили, что добиваются разрешения на посадку самолета в этой зоне и эвакуацию планера. И прицельно надо мною сбросили прицепной фал.

Я подцепил фал  к планеру и ватага ребятишек, прибежавших с местной деревеньки, как бурлаки на Волге, помогли перекатить машину на другую дорогу более широкую, а главное более безопасную для приземления самолета.

Самолет произвел посадку впереди планера, Власенко и наш механик быстро осмотрели все конструктивные элементы машины и убедились, что все в порядке - разрушений нет и спросили: - У тебя деньги с собой есть,поэтому до института доберешься сам, а в аэроклубе завтра продолжим  разговор о сегодняшнем полете и происшествии, - а сейчас придержи крыло и помоги мне взлететь, - сказал Власенко, и занял мое место в кабине пилота.

Утром следующего дня состоялся разбор полетов. Где выяснилось, что я системный нарушитель летной дисциплины: вышел из разрешенной зоны пилотирования, вторгся в запрещенную зону для полетов малой авиации, улетел на значительное расстояние от аэродрома, совершил потерю высоты, что привело к аварийной вынужденной посадке вне аэродрома.  Наказание было суровым. Меня на два месяца отправили на матчасть и запретили подниматься в небо. Я твердо утвердился, как воздушный хулиган и у меня практически не было шанцев  на успешную подготовку и победу в очередных соревнованиях по технике пилотирования. Это меня очень расстроило, потому что ради полетов, я готов был отказаться от поездки в Москву на лучшие предприятия отросли, на целых на шесть месяцев преддипломной практики.

Это был  тот случай,  о котором  говорят, «нет худа - без добра», поэтому после отстранения от полетов, я подумал и дал согласие руководству института на выезд  в Москву на преддипломную практику в Московский мебельно-сборочный комбинат № 2 - один из крупнейших в стране. Продолжение повествования "Преддипломная практика".