Жизни моей родники

Галина Бикирова
                У всего, что на земле произрастает и пребывает, есть чувства доброты. Возьми, например, речку нашу: с заботливостью она принимает к себе ручьи и притоки, бережно, как мать ребёнка, несёт потом эти воды на груди своей в дали дальние.
                Пожалуй,   одно только время беспощадно ко всему, к чему прикасается. Оно разрушает города и горы, оно изменяет до неузнаваемости людей и те, дорогие сердцу места, где родились мы и выросли.

               Вот  здесь когда-то стоял наш  старый домик – четырёхстенка  с небольшим  двориком и  садом .  Расположился он на углу справа от просёлочной дороги, прижимаясь к ней ветхим забором  и,  наверное, оттого, что был угловым,  и  больше всех подвергался тряске  от проезжавшего  транспорта,  рушиться  стал раньше других.

             С тех пор, как мы потеряли отца и уехали  жить в город к тётке, здесь многое изменилось. Наш старый дом пошёл под снос, и теперь на том месте - новый благоустроенный особняк, разбиты клумбы, палисадники, живут другие люди. Но странное дело, когда я прохожу мимо этого места, у меня совсем не по-детски начинает щимить  сердце и хочется плакать от чего – то потерянного, такого родного далёкого и близкого.

                И как  далеко бы я не была, всегда ощущаю тепло родного очага, вспоминаю, как его заметало снегами и заливало ливнями, в него стреляла молния, и однажды  даже от неё приключился в доме  пожар. А под стрехой притулялись маленькие глиняные домики – ласточкины гнёзда.

                И как счастлива я была,  оттого, что вновь смогла вернуться на эту родную землю.   Вновь  увидеть этот милый сердцу уголок,  дорогой кусочек земли, на котором долгие годы разбивала себе нос и накалывала босые ноги, на котором веселилась и плакала, познавала мудрость природы и была сама её маленькой частичкой, и где в своё время встретила свою первую учительницу. Интересно, что после  этой  встречи  мой мир,  ограниченный двором и домом, стал расширяться, расти, как снежный ком, пущенный с горы.

                Наступило лето 1968 года. Начиналась жара. В один из таких дней к нам зашла тётя Женя, так её назвала моя мама. Но  мне она представилась как Евгения Николаевна, и сказала, что пришла записать  меня в школу .  К тому времени я имела представление о школе , потому как мой старший брат Серёжка уже учился в третьем классе и я частенько  бралась помогать брату решать примеры и задачки.

                Жили мы от школы далековато, но это совсем не пугало меня, наоборот, я очень хотела стать ученицей и носить красивую коричневую форму с белым воротничком и кружевными манжетами.

                Время. Оно обладает удивительным свойством, то стремительно бежит, то бесконечно тянется. И для меня с этой минуты оно тянулось бесконечно. Каждый день я ждала, когда же наступит осень и начнётся  мой первый учебный год. И вот моя мечта сбылась: я шагаю в школу!
                Здание школы - небольшой белый домик немецкого строения   с множеством сверкающих на солнце окон,  оказался  очень приветливым. Удивительно добрые люди встретили меня в этом доме, и та тётя Женя, о которой мне хочется рассказать.

              Евгения Николаевна прибыла к нам в посёлок, когда меня ещё не было на свете. В то время  здесь  было четыре начальные  школы, в одной из которых она и  начинала свою педагогическую деятельность, приехав молоденькой девчушкой.
               Первый школьный день запомнился особенно. Евгения Николаевна собрав нас в классе, поведала о том, как надо вести себя в школе. Потом достала свой портфель и вынула оттуда  какую-то толстую тетрадку, обёрнутую белой плотной бумагой.
          - Это мой дневник, - сказала она, такой же будет у каждого из вас. Хотите посмотреть его?  В нём только пятёрки и четвёрки. Я постараюсь помочь и вам учиться только на «отлично».
               В тот же день она раздала нам новые учебники. Какая это была радость! Домой я неслась будто на крыльях. Казалось, не я несу  эти новенькие красивые книжки с картинками, а они несут меня. Уж очень хотелось поскорее разложить их и перелистывать и рассматривать рисунки долго – долго.         

                В классе нас было  двадцать человек. После уроков многие,  кто не мог выполнить домашнее задание дома, оставались в  группе продлённого дня.  Я тоже записалась  в группу, хотя  в школе, как говорила учительница, я «ловила всё с полуслова». Здесь было  очень интересно: мы читали книги, учили стихи, играли в «третий лишний», «в войнушку» и  разные другие игры.
   
           В тот год, когда я пошла в третий класс, все школы объединили в одну. «День объединения» помню, как сейчас… Народу собралось много, как на парад.  Родители, гости, представители каких – то структур. Мальчишки в тёмных пиджаках, белых рубашках, а девчонки в ажурных  белоснежных фартуках с большущими  атласными бантами. Все строились на торжественную линейку, стоял шум и гам. Но зазвучал горн и дробь барабана, пионеры в красных галстуках, внесли знамя школы и все замерли.  Директор поздравил всех с новым учебным годом, рассказал  о планах на предстоящий год. Все внимательно слушали и понимали, что учёба – это серьёзно.

                Известно, что каждый ребёнок появляется на свет с определённым  характером, но окружающая его  среда, иногда  дурное влияние  взрослых, подчас портят его. Поэтому важно    быстрей распознать в ребёнке добро, развить в нём лучшие черты, заложенные природой, с тем, чтобы из него выросла настоящая личность.
                Видно поэтому к каждому ученику  у Евгении Николаевны был подход особый, а методы обучения  направлены на развитие личности и пронизаны уважением  к достоинству каждого маленького человека. 
                По – прошествии  многих лет, с удивлением, волнением и благодарностью  я  вспоминаю, как тщательно продумывала учительница каждое мероприятие, где всем было весело и уютно. Необычно и очень  интересно проходили у нас  уроки. Всем находилось дело по душе, шуметь и галдеть было некогда.   Это тот человек, который  мог зажечь  ребят своей доброй искоркой, поселить  в них задор.
           Евгения Николаевна научила нас дружбе, говоря при этом:
  - Порознь, поодиночке не сделаешь того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе -  сад. Один успеет положить только кирпич, а кто вместе взялся за дело, уже дом готов.       

                Быстро летят годы. Зиму сменяет весна, лето – осень,  с  которой и начинался каждый учебный год .  Помню, когда земля уже схватывалась морозцем, а ветер  задувал колюче и сухо, мы всем классом шли на поселковую ферму, где,  в красном уголке, к каждому празднику, показывали концерт художественной самодеятельности .
          За окнами берёзы прогорали бледным пламенем осеннего заката, и вскоре приходил лютый зимний месяц декабрь, а за ним и остальные зимние месяцы, последний из которых, взвывая,  ошалелыми  метелями, вселял  в сердце тоску по ласковым весенним дням.

          Бежали школьные дни, занятые до отказа новой учебной программой. Вскоре зима начинала  сдавать одну за другой  свои позиции и приходила долгожданная весна – земной рай со своей цветущей черёмухой и сиренью, заливистым пением весенних птиц. Последний месяц май – великолепный и достойный венец лучшего времени года, но очень трудный для нас, учеников, сдающих экзамены.
               Готовясь к экзаменам, я взбиралась  на крышу сарая, поближе к солнышку, и учила билеты, ощущая бескрайность полей и незакрытое крышами ёмкое солнце. Краски природы всегда приводят в восторг, другого слова не подыщешь. А после экзаменов,  мы всем классом отправлялись в поход по родным местам.
               А вы, когда ни будь  слышали, как шелестит колючими усами июль, переваливший за вторую половину лета? Вот- вот жатва в родном посёлке начнётся, где мы будем с удовольствием  работать  на зерно токе. Ведь труду нас тоже научила школа и наша первая учительница.

                По семейным обстоятельствам, окончив восьмилетку, мне пришлось уехать с семьёй к тётке в Амурскую область. Но, прожив там всего лишь полгода, я очень тосковала по своим одноклассникам, друзьям, по родной школе, милому  и доброму посёлку, и , конечно же по своей первой учительнице. И вскоре вернулась одна, без родных и близких. Порой трудно было без материнской ласки и родительского совета, но разобраться в житейских неурядицах мне  часто помогала именно она,  Евгения Николаевна.
 
             Неумолимо бежит время, и много всякого случается в моей жизни, но чем больше я взрослею, тем  ярче в памяти всплывают картины из школьной жизни и сама школа. Теперь она,   кажется, стала ещё просторнее, но уют, который за все годы  пока  училась в ней я, а затем и мои сын и дочь, остался  таким же милым домашним уютом и ничто, даже время не сможет его изменить.

         Евгению Николаевну всегда увидишь в окружении детворы. Она рада поделиться своими знаниями  с каждым, кто этого пожелает. У нас в посёлке, да и в районе, пожалуй, нет такого человека, кто бы ни знал её.

          Живёт Евгения Николаевна в маленьком ухоженном домике, который от бесконечных цветов, похож на  клумбу, такую же весёлую и добрую, как сама хозяйка. Так уж случилось в жизни, что остались они вдвоём с дочерью и  внуком, которого они просто называют Михой.
       Миха у них один мужчина на два дома,  но в обиду  ни даст ни маму, ни бабушку. Учится Миха в Калининграде, и скоро будет работать здесь  в родной школе, как его мама и бабушка – учителем.

       До сих пор в моей памяти живут те школьные дни, тишина уютных светлых классов, запах мела у доски  и  славная добрая первая учительница – это самые чистые родники моей жизни.

            
                2006 год