Хрупкий мир незавершенного

Лия Яковлева
               

  Почему так размыты воспоминания детства? Почему так зыбки наши сны? Может оттого, что их образы все время ускользают?
  Я принадлежу к поколению, не испытавшему на себе  мощного влияния средств  массовой информации. Рисование, чтение, дачные прогулки, - обычная несуетная жизнь. 
               
                Уронили Мишку на пол,
                Оторвали Мишке лапу,
                Все равно его не брошу,
                Потому, что он хороший.
                -------
                Идет бычок качается,
                Вздыхает на ходу,
                Ой, досочка кончается,
                Сейчас я упаду.

    Наивные строки являют  пример  преданности, образец философского отношения к бытию. Мишка с оторванной лапой,  все равно лучше всех, а, если «досочка» кончается,  вздыхай, не вздыхай, падений не избежать.
    Хочу отметить,что наличие всего трех телепрограмм, идеальное условие для творчества.
    «Пушкин – наше все». Этот плакат висел над школьной доской.  Но «нашим всем» на разных этапах становились и Блок, и Есенин,и даже забытый ныне, кумир девичьих альбомов, Эдуард  Асадов.
    Низкий поклон замечательным учителям, многоуважаемым словесникам, заставляли  учить тексты. Естественный отбор произошел сам по себе. Говоря словами Байрона,

                Память прошлого, все подытожа,
                Кое в чем принесла торжество,
                То, что было всего мне дороже,
                По заслугам дороже всего. 
               
               
    Одна преподавательница классифицировала авторов по цветам. Маяковский - красный,  Лермонтов - зеленый. Педагогика полутонов не признавала.
    Мы росли начисто лишенными дипломатии максималистами. Либо друг, либо враг. Кто не  с нами, тот против нас.
    От семнадцати до двадцати - возраст упоения культурой начала 20-го века. По сути, стихийное поклонение страстям и разрушенным судьбам. Шальное вино, от которого легко хмелеешь.
    Сколько человеческих отношений могла бы сохранить деликатность, если бы она была в нас. Многое, за что неистово сражалась юная душа, впослетствии оказалось ложным. Желание видеть мир в своем ракусе,  неприятие чужого опыта, категоричность суждений стали причиной роковых ошибок. Прямая – кратчайший путь только в геометрии, а жизнь любит плавные линии и полутона.


                Цветок засохший, бездыханный,
                Забытый в книге вижу я;
                И вот уже мечтою странной
                Душа наполнилась моя:
               
                Где цвел? Когда? Какой весною?
                И долго ль цвел? И сорван кем,
                Чужой, знакомой ли рукою?
                И положен сюда зачем?
                .........................
                И жив ли тот, и та жива ли?
                И нынче где их уголок?
                Или уже они увяли,
                Как сей неведомый цветок?
 
    Это стихотворение Пушкина ассоциируется с акварелью.
    

                Светлеет грусть, когда цветут цветы,
                Когда брожу я многоцветным лугом
                Один или с хорошим давним другом,
                Который сам не терпит суеты.
                ............................
                Остановившись в медленном пути,
                Смотрю, как день, играя, расцветает,
                Но даже здесь... чего-то не хватает…
                Недостает того, что не найти.

                Как не найти погаснувшей звезды,
                Как никогда, бродя цветущей степью,
                Меж белых листьев и на белых стеблях
                Мне не найти зеленые цветы.

   Легкие, словно дуновение, строки Николая Рубцова.
   
               
                Цветы – весной.
                Кукушка – летом.
                Осенью – луна.
                Чистый и холодный снег -
                Зимой.
 
 Так писал  умерший в 13 веке дзенский мастер Доген. 
 А вот стихи монаха Рекана, весточка из девятнадцатого столетия.
               
                Что останется
                После меня?
                Цветы - весной,
                Кукушка – в горах,
                Осенью – листья клена.               

Это он сказал:  «Никогда так не думаешь о друге, как глядя на снег, луну и цветы». Его слова легли в основу чайной церемонии, ибо снег, луна и цветы по японской традиции олицетворяют красоту не только явлений природы, но и человеческих чувств.

                Бамбуковая роща
                Наполнилась
                Воробьиным гомоном.
                От солнечных лучей
                Цвет осени.
               
                В саду, где одиноко,
                Куст хаги облетает,
                Осенний ветер.
                Вечернее солнце.
                Садится за стеной.

  Писала императрица Эйфуку в 13 веке.
  У того же Рубцова находим:

                Облетели листья с тополей.
                В мире совершилась неизбежность,
                Не жалей ты листья, не жалей,
                А жалей мою любовь и нежность,
               
                Пусть деревья голые стоят,
                Не кляни ты белые метели.
                Разве в этом кто-то виноват,
                Что с деревьев листья улетели?
               
         
    Красоту невозможно исчерпать, она всегда пребывает в развитиии.
    Японским художникам  принадлежит изобретение особого рода живописи – сумиэ.  Смысл в том, что рисунок наносится тушью нечетко. Изображение то появляется, то пропадает. Нет прямых линий,  нет строгих  форм, только очертания предметов,они-то и переносят нас в хрупкий мир  незавершенного.
               
                Как сказать-
                В чем сердца
                Суть?
                Шум сосны      
                на сумиэ.
                (Иккю)
               
 А вот знакомое с детства:
               
                На севере диком стоит одиноко
                На голой вершине сосна
                И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
                Одета, как ризой она.

                И снится ей все, что в пустыне далекой,
                В том крае, где солнца восход,
                Одна и грустна на утесе горючем
                Прекрасная пальма растет.
               
     Чем не «укие-э»?
     «Красота открывается всем, если научиться  слушать голос беззвучного, видеть форму бесформенного»,- говорил  Кавабата. В смене времен года, в невзрачном цветке, в летней луне, плывущей над озером, в великой Пустоте, где все существует вне преград и ограничений, лежит Путь к пониманию окружающего мира. 
   Тишина, созерцание, сокровенная встреча друзей в подходящее время года, вот та прекрасная форма духовного развития, которая рождает истинную любовь.
    Можно  покинуть город ради того, чтобы провести несколько  дней в старом деревянном доме, в осеннем лесу  или  у водоема, на берегу которого возвышается ветхая беседка.
 « Горсть воды, и ветка дерева вызывают в воображении громады гор и полноводье рек. В одно мгновенье можно пережить таинство превращений. Совсем как чудеса волшебника», - писал Икенобо Сэнно,  родоначальник искусства икебаны.
  «Никогда так не думаешь о друге, как глядя на снег, луну и цветы»...
Слово «друг» в понимании Востока необъятно. Это могут быть муж с женой, брат с сестрой, мужчина с мужчиной, женщина с женщиной. Это может быть человек, разговаривающий с животным или беседующий с Богом.
   Профессор  Ясиро Юкио, известный исследователь творчества Боттичелли, сказал: «Когда любуешься красотой снега или красотой луны, когда бываешь очарован красотой четырех времен года, когда испытываешь благодать от встречи с прекрасным, тогда особенно тоскуешь о друге: хочется разделить с ним радость. Созерцание красоты пробуждает сильнейшее чувство сострадания и любви, и тогда слово «человек» звучит как слово «друг».
    Может быть  нам когда-нибудь повезет и мы увидим зеркальное отражение полной  луны на поверхности гладких вод. Ее свет перенесет нас в таинственный мир, где все мы будем любимы друг другом и Создателем. И тогда мы возблагодарим Бога и окружающих людей  за снисхождение к нашим слабостям, за терпение. И пусть высоко над нашими головами звенят колокольчики  и легкий ветер  раскачивает свиток со стихами поэта Сайге:
               
                Мы все здесь братья,
                И чужих меж нами нет,
                По сакурой в цвету.

                -----            
               
                2005