Карусель. ч. 3

Николай Львов 4
      
                - 3 -

  Самая замечательная пора короткого Сибирского лета была та, когда еще не успели обитатели двора разъехаться по дачам, черноморским курортам и родственникам, проживающим в более теплых краях огромного и могучего Советского Союза. Эти летне-сессионные деньки давали ребятишкам невероятную свободу времяпрепровождения поскольку старшее поколение всецело сосредотачивало свое внимание на студентах с их экзаменационными, курсовыми и дипломными заботами.

        В это лето старшие ребята и организовали самостоятельно и независимо от необходимости одобрения родителями дворовый пионерский лагерь. Конечно, для этих целей привлечены были некоторые старшеклассники и особо доброжелательные няньки, коих даже впечатляла перспектива нахаляву привлечь к процессу присмотра за их самыми маленькими подопечными дружный коллектив подростков. Самоорганизация под флагом объединения всех дворовых школьников оказалась на высоте. Подготовка к открытию летнего лагеря заняла не более двух дней.
        Надежда, Елена, Женька и Людмила закончили школу с похвальными грамотами и чувствовали себя главным ударным отрядом в обустройстве площадки лагеря. Вовчик с одноклассником и закадычным дружком Саней, Танюшка  и близняшки-первоклашки Степа с Олей, что на два года были помладше, - на подхвате. Они вовсю старались продемонстрировать свою нужность в коллективе и беспрекословно выполняли  команды старших. Леночкина сестра Татьяна уже перешла в седьмой класс и скоро объединившись с соседкой Сашей, своей одногодкой, являли промежуточное звено между исполнителями проекта и командованием.
        На общем собрании без колебаний проголосовав единогласно, выбрали главного пионервожатого - Большую Таню и директора лагеря - Сергея, что ровно на два года был старше своей сестры и заканчивал десятый класс. Они оба, выбранные в руководство, приняли свои роли как должное, поскольку их папа работал ректором института и именно ему государство выделило самую большую и не претерпевшую послереволюционных перестроек квартиру  вместе с прилегающим садом.  В этот волшебный запретный сад можно было попасть только через калитку, помимо двери ректорского парадного подъезда, выходящей туда прямиком. Ею пользовалась лишь его семья.
        Всем коллективом решили разместить дворовый пионерский лагерь именно в этом саду, казавшимся  обитателям двора почти райским. Ещё бы! Огромный участок с плодовыми деревьями и кустами каждый год приносил обильный урожай смородины, малины и черемухи с ранетками. Ключ от калитки и принципиальное разрешение отца на временную оккупацию вожделенного зеленого края Большая Таня и Сергей получили довольно-таки быстро. Но с единственным условием: сохранить в целостности растительность и  почерневшие от дождей и снега садовые скамейки с большим длинным столом.


       Обустройство импровизированного летнего лагеря началось с организации библиотеки. А как вы хотели? В каждой семье "научных" главной гордостью и ценностью были именно библиотеки, собираемые поколениями и тщательно оберегаемые от разорения маленькими проказниками. Книга в те времена ценилась на вес золота. Редкие экземпляры старых изданий являлись фамильной гордостью и потому некоторые книжные шкафы находились под замками. Детские книжки хранились отдельно, но и с ними требовалось обходиться очень бережно. Книги тогда были единственным источником знаний. Телевизор считался забавой и привлекал, как правило, малышей и пенсионеров с уставшими от чтения в очках глазами. И никаких интернетов с википедиями...
        Всем потенциальным обитателям лагеря дано было задание принести из дома по две-три книжки. За библиотеку отвечала пионервожатая, сумевшая удачно приспособить большой деревянный ящик, поставленный на крыльцо парадного, что выходил в сад. Ящик быстро наполнился. Но по какой-то неведомой причине преимущественно толстыми экземплярами сочинений авторов из школьной программы старших классов. Скорее всего, многим уж очень хотелось избавиться от бумажных мучителей и продемонстрировать младшим всю тяжесть своих трудов по добыванию отличных оценок по литературе.
        Вторым по важности после создания библиотеки, конечно же, стал этап подготовки Театра с необходимым занавесом. Тут очень кстати пришлась огромная темно-синяя роскошная скатерть, обрамленная кистями и тайком вынесенная из квартиры близняшками. Общими усилиями собрали "костюмы" и грим, на что пошли старые платья, полупустые пудреницы и тюбики с остатками помад, милостиво одолженные у мам и старших сестер. Сцену строить необходимости не оказалось, поскольку в большом саду нашлись подходящие два дерева, между которыми очень кстати образовалась  маленькая площадочка, свободная от густой высокой травы.
       Все необходимости для сон-часа в виде ковриков, одеял и подушек прибывали на территорию сада в течение двух дней с добровольного, в основном, родительского согласия. Стаканы, чашки и ложки с тарелками, незаметно исчезали из профессорских квартир практически без происшествий. Но два раза Надюшка и Людочка оказывались в затруднительной ситуации, пойманные за шкварник при попытке выноса хрустальных стаканов и двух немецких трофейных фарфоровых чашек. Но инцидент быстро оказался исчерпанным при вмешательстве бабы Дуси и Людочкиной мамы, успевшими в последний момент найти достойную замену данной посуды на граненые стаканы и целых три чашки со слегка отбитыми краями и металлическую кружку. Граненые стаканы вызвали у детей неописуемый восторг, поскольку они были точь в точь такие,как в студенческих столовых, редкие посещения которых воспринимались детьми как настоящие праздники!
        Итак. За два интереснейших в жизни ребят дня собрали практически все необходимое для дворового пионерлагеря. Добро отдавалось в руки Большой Тани в ожидании  момента, когда можно будет отпереть калитку и затащить добытое в сад.
        Надо отметить, - идея организации во дворе импровизированного детского лагеря, ограниченного высоким забором ректорского сада, оказалась воспринятой мамами, папами и дедушками с бабушками весьма благожелательно. Свою решающую роль  в таком единодушии сыграла обычная для шестидесятых годов открытость, взаимовыручка и, даже можно сказать, задушевность взаимоотношений между старшими обитателями большого двора, объединенными одной профессией. Здесь проживали только семьи профессорско-преподавательского состава Университета и Политеха.
          Лишь на третий день при полном стечении народа, состоящего из всех ребят школьного возраста, двух нянек с их малявками в колясках и нечаянно затесавшихся в толпу дошколят, ко всеобщей радости собравшихся, - это случилось. Зашаркал ржавый металлический замок, натужно провернутым ключом, немилосердно заскрипела калитка, успевшая врасти в густую траву, медленно открывая "врата в рай", и в её проеме  возник директор лагеря с поклоном головы и легкой усмешкой, провозгласивший: "Прошу! Пионеры!!!" За ним бодро помахивая рукой приглашающим манером и отступая в глубину сада маячила пионервожатая Татьяна.
           Никто из всех собравшихся здесь никогда не переступал порога этого загадочного и недоступного простому смертному ректорского сада. Никогда! Потому легко понять всю торжественность сего момента. Осторожно, без всякой суеты и толкотни, с замиранием сердца, почти не дыша от переполнивших каждого радостных ощущений священнодейства, дети вошли на заветную территорию.
          Довольно просторная площадь сада многие годы скрывалась за высоким деревянным забором, поверху украшенным обычной колючей проволокой, что не давало юркой детворе одолеть сие препятствие и хоть краешком глаза взглянуть  на зеленое владение ректорской семьи.  Поэтому понятна сия торжественность вступления на заветную, еще никем не обследованную территорию. Притихшие дети медленно проходили через калитку ошарашенные увиденным растительным великолепием и разбредались по саду в надежде обнаружить нечто совсем удивительное где-нибудь в дальних его закоулках...
          Сад был и в самом деле необыкновенно хорош, несмотря на некоторую неухоженность. Собственно, чтобы держать в соответствующем порядке такой площади садовый участок, требовался садовник ( хотя бы на полставки), но должности такой в институте не было. Обязывать ухаживать за посадками домработницу, и без того заваленную работой по дому и обслуживанием, большой ректорской семьи, никому не приходило в голову. Потому плодовые деревья перемешивая свои нижние широкие ветви в нескольких местах образовали подобие шалашей, что придавало девственной территории облик непроходимых джунглей. Да и обилие разросшихся разнообразных кустарников усиливало впечатление неприступности и вольной дикости зелени. Более замечательного места для лагеря нельзя было и вообразить! Особенно понравились детям две длиннющие лавочки со спинками, меж которых мощным монолитом врос в землю столь же необъятно-длинный деревянный стол, покрытый успевшими облететь веточками липовых соцветий и уже совсем засохших лепестков отцветшей ранетки. К великому сожалению сами плоды пока еще были совсем зелеными и вовсе несъедобными. Но, оставалась надежда среди густых зарослей кустов обнаружить почти покрасневшие немногочисленные ягодки малины!  Кустам смородины повезло куда больше: детям даже не пришлось исследовать их ветки, поскольку даже малыши знали, что в это время  черную, красную и белую отличить друг от друга невозможно из-за их обще -зеленого неаппетитного цвета.
        Скорее всего, через месяц уже  и не разрешили бы устраивать здесь пионерский лагерь. Обилие созревающих плодов неминуемо обрекло бы сад на полное расхищение. Ныне же можно было не волноваться по поводу варварского поведения многочисленной детворы, которая, и в самом деле, быстро поняв всю тщетность раздобыть что-либо съедобное на ветках, обойдя с тщательным осмотром все закоулки территории, сосредоточилась в центре сада на скамейках. Деловитые распоряжения директора и пионервожатой быстро привели всех в чувство и заставили приняться за работу. Лежанки для отдыха устраивали младшие пионеры под руководством Людмилы, что благодаря своему немалому росту выглядела старше сверстников. К тому же вовремя подоспевшая ей на помощь старшая сестра, что как и директор Сергей  уже заканчивала школу, принесла пару стареньких пестрых покрывал и взялась за дело, хотя и не проявила сколь-нибудь серьезного интереса к общей дворовой затее. Как потом шепотом объясняла подругам Людочка, у сестры случилась любовь с одноклассником и она была очень потому занята.
         Мальчишки возились с театральным занавесом и долго не могли пристроить меж яблоневых ветвей веревку, на которой он должен и крепиться. Рукастые парнишки Вовчик и Саня в конце концов с помощью нехитрого инструмента, умудряясь не забить ни одного гвоздя в стволы сибирских старых яблонь, отлично справились с этой по-настоящему мужской работой.
        Только Жека сидел на лавке в одиночестве и строго посматривал на работающих, время от времени вставляя свои не очень нужные рекомендации. Попытки втянуть его в рабочий процесс успехом не увенчались. После его заявления:"Я буду руководящим работником!" Решили оставить его в покое. Всем во дворе было известно, что его деда возил огромный черный ЗИМ потому как тот был главным партийным начальником в городе. Пусть уж руководит!
         Саша и две Тани ( одна - пионервожатая!) занялись книгами и подготовкой к завтраку.  Надюшка считала стаканы и чашки, стараясь расставить их ровными двумя рядами на уже чистом столе вдоль лавок. Леночка вызвалась помогать  ректорской домработнице принести сваренный накануне компот в огромной эмалированной кастрюле. Кастрюлю вынесли прямо в сад из парадного, а поварешку и еще какую-то нужную мелочь в виде ножа, двух батонов белого хлеба и пирожков как раз было поручено Леночке подавать через окно ректорской квартиры. От желающих принимать все это богатство внизу, стоя на крепком чёрном табурете ( на таких сидели студенты в лабораториях) не было отбоя.
         Работа кипела, птички пели, дети смеялись, бабочки отвлекали, а две взрослые няньки благополучно сбагрив своих малышей младшеклассникам, беспечно болтали, сидя на устроенных из одеял лежанках. Красота!
         Легкий завтрак прошел, как говорится, в непринужденной обстановке ко всеобщему удовлетворению закончившийся короткой речью директора лагеря, похвалившего всех за отлично проделанную работу и объявившего открытие спортивных соревнований по легкой атлетике после сон-часа. Компота хватило всем. Немного даже осталось на самом донышке. Но,в основном, там крутились мелкие шарики изюма не очень привлекавшие пионеров.
        Директор вскоре удалился по своим неотложным делам, а Большая Таня предложила обсудить повестку дня и мероприятия предстоящей недели. После громких и волнительных разговоров о нежелании большинства родителей, и особенно бабушек, отменять обязательные  домашние обеды, с большим сопротивлением подавляющего большинства было принято решение: каждый день с двух до трех часов дня покидать территорию лагеря для поедания обязательного домашнего супа.  Все другие вопросы решились резво и без проволочек.
        Да. Эта первая неделя школьных каникул, проведенная в ректорском саду и насыщенная невероятными событиями ( как спортивными, так и культурно-развлекательными ) несмотря на разнообразность приключений всего лета, не уйдет из памяти дружного дворового коллектива долгие-долгие годы. Может быть для кого-то из детишек станет одним из лучших детских воспоминаний...

        Соревнования! Настоящая профессиональная рулетка, отмеряющая на главной аллее двора, через которую еще совсем недавно мчались толпы студентов, сокращающих свой путь от общежитий до аудиторий, беговую дорожку в двадцать пять( для младших) и пятьдесят ( для старших ) метров. Песочница, освобождения от детских игрушек и приспособленная для прыжков в длину. Две лыжные палки, с трудом закрепленные в натоптанном грунте, удерживающие веревку на высоте в один метр.  Импровизированный самодельный для настольного тенниса типа стол из двух чертежных досок... Сергей оказался на высоте как организатор и фиксатор спортивных достижений с настоящим секундомером, одолженным у собственного тренера. 
       Тщательно прорисованные, словно настоящие, почетные грамоты, что накануне до самого позднего вечера изготовляли способные к рисованию соседки по лестничной площадке Саша и Надюшка, вызвали бурю эмоций и зависти у тех, кто не смог подняться на первые места.  Среди зрителей заметили и самого Ректора и двух профессоров с физико-математического и химического факультетов. Бабушки и няни были в полном составе.
      Даже из "подвальных" некоторые ребята на равных с лагерными приняли участие в состязаниях. Максим, между прочим, оказался самым быстрым на большой дистанции и получил грамоту к великой радости  подруги Надежды, но к неудовольствию большинства, резонно считавшем парня не членом лагерной команды. Однако, взрослые посчитали справедливым награждение и всем пришлось с этим смириться.
      Все свободное время в лагере отдавали чтению книг. Главная библиотекарша Саша поощряла выбор серьезной литературы и уговаривала всех  выбирать произведения, которые будут проходить в школе через год или два. Резонно! Одноклассникам твоим придется тратить ценное время, а ты уже все будешь знать и точно получишь отличные оценки не особо себя утруждая.


      Надюшка сидит на лавочке перед своим подъездом с толстой книгой без единой картинки ( с картинками, конечно же, было б куда интересней!), удравшая с территории лагеря с одной целью - продемонстрировать взрослым и старшеклассникам, проживающим в их доме, насколько она серьезна и ответственна. Соседка прогуливающая младшенького в колясочке, останавливается рядом с девочкой и с нескрываемым удивлением взирает на без-пяти-минут-пятиклассницу, склоненную над внушительной книгой.
   - Надюша, что читаешь? Можно взглянуть?
   - Да, Галина Аркадьевна, конечно! - обрадованно откликается девочка, немало уставшая от трудных и не совсем понятных слов, что складываются в не менее трудные по смыслу предложения.
   - О! Война и мир! - изумляется женщина и внимательно смотрит прямо в глаза девчушки.
   -  Да! Мы потом будем проходить в школе!  - с особой гордостью совершенно серьезно отвечает Надя.
   -  Интересно?! - улыбаясь  и стараясь не рассмеяться в голос, спрашивает соседка.
   - Очень! Очень интересно! - радостно отвечает ребенок, едва осиливший пятую страницу.

      Такое вот было по-настоящему счастливое детство!

       Продолжение следует: http://www.proza.ru/2015/01/24/993