Прозёванный гений

Тина Гай 2
Еще одно имя - Сигизмунд Доминикович Кржижановский - из числа неуместных, неизвестных, писавших в стол и чьи могилы  не найдены. К сожалению, не единственный случай в истории советской литературы.


Сигизмунд Кржижановский скончался, не увидев ни одной своей  напечатанной книги, первая из которых вышла  через сорок лет  после смерти писателя - в 1989 году.


Это сегодня его сравнивают с Эдгаром По, Гофманом, Кафкой и Борхесом, а тогда ему была уготована могильная яма и обочина. Чудом рукописи Сигизмунда Кржижановского были спасены женой, которая тоже не увидела их в печати.


Издание  шеститомного собрания сочинений Сигизмунда Кржижановского было подготовлено в одиночку подвижником, поэтом и критиком Вадимом Перельмутером.


Знакомство с необычным и совсем не советским писателем  хочу начать с коротеньких текстов и  афоризмов, чтобы было понятно, с писателем какого масштаба читатель имеет дело.


Правдивость

Некий деятель, будучи неоднократно спрашиваем, какой специальности он обучен, отвечал: "По необразованию я философ".

 ***


Обиняк

Юная жена, коей предстояло сказать мужу, что она в положении, по молодости лет стеснялась объявить это прямыми словами и потому прибегла к обиняку: "Милый, я чревата последствиями".

 ***


Занятой человек

Палач, которого отвлекли от привязывания верёвки к шее осуждённого, оглянувшись назад, сказал с недовольством: "Не мешайте. И так дел по горло".

 ***


Пепельница

Некий зам беседовал со своим завом, рядом с ним стоя. Зав, импортную сигару куривший, захотел отряхнуть с неё пепел. Он повёл глазами вокруг, но пепельницы нигде не было. Тогда зам, завову мысль угадав, любезно улыбаясь, подогнул голову к плечу и подставил свою ушную раковину: "Пожалуйста".

 ***

Не по Горацию

Человеку, который по несчастию был классиком, довелось однажды провожать домой глухую старуху. По пути он забавлял её разговорами, на кои не получал никаких ответов. Встреченный знакомый, с недоумением оглядев провожатого и старуху, спросил: "Зачем вы с ней говорите? Ведь она глуха". На что классик отвечал: "Чтобы соединить неприятное с бесполезным".

 ***


Тапёры

Два тапёра, каждый их которых торопился на работу, столкнулись случайно на перекрёстке. "Ну, как?", - спросил первый. "А так, - отвечал второй, - кой-как свожу концы пальцев с концами пальцев".

 ***


Темпы

Профессор фортепианной игры, раздраженный чрезвычайно медленным исполнением пьесы, заданной ученику, сказал последнему: "Нельзя же так, дорогой мой: по пять тактов в четыре года".

 ***

Последнее утешение

Вредитель, долго таившийся под маской совслужащего, был, наконец, изловлен, судим и приговорён к высшей мере. Становясь к стенке и увидев, что на ней нет стенгазеты, он сказал: "Не так уж и плохо".

 ***


Сор, который я выметаю каждый день через порог комнаты, соринки, застрявшие на пороге… нет, каждая соринка в миллиарды раз живее и значительнее небытия во всем его величии.

 ***


Любовь  -  это  когда  нет  влечется  к  нете,  не зная, что неты нету.

 ***


Ученые неты, уединяясь по кельям, целыми годами доказывают - при помощи букв - себе и другим, что они суть; это излюбленная тема их трактатов и диссертаций; буквы им послушны, но истина всегда говорит нету: нет.

 ***


Вернуть утраченную невинность столь же затруднительно, как застегнуться на оторванную пуговицу.

 ***

Литература - борьба властителей дум с блюстителями дум.

 ***


Любовь; да она пугается всего: света дня, глаз, себя  самой; прячется в ночь, за щели замка. Да и по самой сути своей, ведь любовь это -- игра в  страх; человека  влечёт к  человеку -- жутью:  дрожа, люди  отдаются тайне именно потому, что боятся её. И как только перестанут бояться, то и...;  из страха всё:  религия -- страх малого перед великим  и самая  жизнь, зачатая  пугливо прячущимися  любовниками, -- сплошная боязнь бытия. 

 ***


Хорошо, если б у ушей, подобно глазам, было нечто вроде век.

 ***


Если содержание обуто в форму, как нога в сапог, то отсюда следует: слишком свободную форму легко потерять с содержания, а слишком тесная форма может сделать содержание мозолистым.

 ***


Пушкин разрешил поэзии быть глуповатой. Но в течение столетия мы только и делаем, что злоупотребляем этим разрешением.

 ***


Пессимист - это человек, который свою морскую болезнь принимает за кораблекрушение.

 ***


Многие замыслы наших романистов могли бы сказать о себе словами толстовского Карла Ивановича: "Я был нещаслив ишо во чреве моей матери".

 ***

После театра. Зрители аплодировали, чтобы помешать ладоням сжаться в кулаки.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/sigizmund-krzhizhanovskij/