Следствие ведет НКВД. Ч-16. Мартынов в 1-й Конной

Владимир Пузиков
ЧАСТЬ 16. МАРТЫНОВ В 1-Й КОННОЙ АРМИИ

По приказу Реввоенсовета 10-й армии от 26 марта 1919 года дивизия, в которой служил М. И. Мартынов, стала именоваться 6-й кавалерийской дивизией, а полки ее получили номера с 31-го по 36-й. С июня по ноябрь дивизия воевала в составе Конного корпуса Буденного, а затем до октября 1923 года входила в состав 1-й Конной армии.

М. И. Мартынов вспоминал:
- После крупных боев за город Новый Оскол 1-я Конная армия пошла на Ростов. На подходе к городу наша 6-я кавалерийская дивизия встретилась с английскими танками. В полках было много разговоров об этих чудищах. Ничто их не может остановить. А дома танки валят, как спичечные коробки. Когда мы увидели, что танки тихоходны, всего-то семь километров в час, страх прошел. Кавалеристы объехали танки стороной и двинулись беспрепятственно на Ростов.

- Чудеса, да и только! Неужели такой крупный город не имел обороны? – спросили у Мартынова сокамерники.
- Имел, конечно! – продолжил рассказ Мартынов. - Но мы подошли к городу вечером 8 января 1920 года, зимой темнеет рано, нас никто не ждал. Гарнизон Ростова надеялся на английские танки! Город не спал, белогвардейские офицеры веселились, пили коньяк и шампанское, пели песни.

Бойцы 32-го кавалерийского полка зашли в ресторан по нынешнему Ворошиловскому проспекту. В зале подвыпившие офицеры танцевали с дамами. Всего их было пар пятьдесят. Мы предложили офицерам сдать оружие. Они схватились за наганы с криками, кто это позволил прервать их бал. Но не тут-то было. Конармейцы спустили их со второго этажа со словами: «…Господа! Это ваш последний бал!»

 На следующий день на железнодорожной станции был обнаружен эшелон с опознавательными знаками военного госпиталя. Оказалось, что в нем живут белые офицеры. Конармейцы эшелон оцепили, многих арестовали, а кто оказал сопротивление, - таких было большинство, - уничтожили.

В 1937 году, через 20 лет после исторических революционных событий, их участники, особенно кавалеристы 1-й Конной Армии командарма Семена Михайловича Буденного, были овеяны ореолом героизма и славы. Но это не спасло их, в том числе и Михаила Ивановича Мартынова, от политических репрессий.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...