Пустота

Карина Буянова
Говорят, смерть неотвратима и неизбежна, от нее никуда не денешься, она настигнет тебя, где бы ты ни был и что бы ни делал. Возможно. Этого я не знаю, ибо пока еще не умирала. Но вот с другими неизбежными и неотвратимыми вещами я знакома хорошо. Совесть и воспоминания. Совесть - фактор относительный. Она не у всех есть, а главное - ее можно заглушить. А вот воспоминания... Они приходят и не покидают разум. Ты хочешь заткнуть уши и закрыть глаза, но они всё равно с тобой. Приятные и горькие, они мешают спокойно жить, выбивая тебя из состояния душевного равновесия.

Человек властен над всем сущим. Он может изменить ход жизни и не только своей. Часто он может властвовать над волей других, но всегда ли он властен над своей собственной волей? Всегда? О, нет.

Наверно, каждый молодой человек, начинающий собственное осмысление окружающей действительности, в первую очередь задается вопросом "Кто я и для чего живу". Во всяком случае, я терзалась им очень долго. Нашла ответ. Я - человек, и это уже многое. Для чего живу? Жизнь дана мне свыше, не я сама выбрала это. Но в моих силах сделать ее такой, как хочу.

Всегда ли человек может сказать, чего он хочет? Часто его воля изменчива, как дуновение ветра. Некоторые люди не знают, что такое воля, а другие, напротив, живут с нею, стремясь подчинить ей всё и всех.

Не так давно я не знала, что такое воля. Но теперь она со мной. И я могу покорить ей всё. Главное - иметь власть над собой. Вот только воспоминания... Они приходят, когда хотят, мучают всласть мою душу, а потом бросают на произвол судьбы. Для этого и нужна воля - чтобы препятствовать им.

Говорят, что когда уходит любовь, приходит пустота. Эта пустота так же всецело поглощает существо человека, как некогда любовь. С одной разницей: любя, человек живет, а в пустоте просто существует. Каждый его день похож на предыдущий и последующий, а все вместе они подобны вечности...

- И что дальше? Как быть с пустотой? - спросите вы.
- Никак. Она, как и любовь, не спрашивает, когда к вам прийти, когда покинуть вас. Она гостит сколько хочет и делает с вашим сердцем всё, что ей угодно, - пожму плечами я.

Не надо думать, что в пустоте человек лишается всего. У него остаются амбиции, эмоции, цели и все другие человеческие проявления, кроме радости. Он не рад ничему - ни исполнению своей цели, ни мечтам, ни даже просто факту собственной жизни. В его сердце только усталость, сплошная и неизбывная, как тяжелый сон, не желающий заканчиваться.

Пустота влечет за собой апатию и равнодушие, а оно, в свою очередь, тянет следом уныние. И вот это действительно страшно.

Говорят, когда человек теряет совесть, он приобретает всё остальное: успех, славу, исполнение любых желаний, всеобщую любовь... Порой во имя этого человек сознательно кладет совесть на алтарь, уничтожает ее, с корнем вырывает из сознания. А что делать, если она ушла сама? Пропала, исчезла, будто ее и не было вовсе? Едва ли вы станете по ней скучать, напротив, без совести спокойнее во много тысяч раз. Без совести не будет воспоминаний, и уже ничто не отвлечет от существования, ничто не напомнит о жизни.

Раньше когда я смотрела в зеркало, я видела там милую, чуть взбалмошную, эмоционально открытую девушку, способную приободрить даже в самую мрачную минуту. А теперь на меня смотрит другая. Она  красивая, сильная и суровая, непривычно взрослая, с холодными серыми глазами, которые кажутся мне печальными. Но присмотревшись внимательнее, я вижу, что они вовсе не печальные. Они пустые. И дымка рассеивается. Из зеркала на меня смотрит Ничто, равнодушное и неживое. Такое же, как я сама.

Теперь я знаю, что такое душевное равновесие. Оно не имеет ничего общего со счастьем. Это точка абсолютного покоя. Это Пустота.

2003 г.