Несправедливость - первая встреча

Ольга Колузганова
     В нашем небольшом посёлке располагался детский дом, соответственно в каждом классе учились детдомовцы.  Помню, какое тягостное впечатление произвела на меня встреча с этими несчастными детьми в первом классе.  Отпечаток трагедии на каждом детском личике - тоскливый взгляд взрослого, прожившего нелёгкую жизнь.  Они держались друг друга, а на нас смотрели настороженно, как-будто в ожидании подвоха.  Знакомиться не хотели, не улыбались.  Все: и девочки, и мальчики с короткими стрижками, потом я узнала, что это была профилактическая мера против педикулёза.  У девочек одинаковые платья и фартуки, бросалось в глаза отсутствие белых манжет и воротничков.  В наше время по наличию красивых и чистых манжет в начальных классах можно было сразу понять, занимается ли мама своей дочкой, а в старших - уже судить об аккуратности самой девочки.  Отсутсвие или не первая "свежесть" сих предметов гардероба сразу выдавала нерях, лентяек или забывчивых особ. 

     Нам очень повезло с первой учительницей - это была Педагог с Большой буквы!  Мы все её обожали - и домашние дети, и детдомовские.  Но они - особенно. У нас в классе учились три девочки - Алиса, Дина и Лена, и два мальчика, чьи имена стерлись из моей памяти.  Мальчики стеснялись проявлять свои чувства, а девчонки на всех переменках обязательно обнимали нашу Людмилу Серафимовну. И она отвечала на их ласку, гладила по коротко стриженным головкам и ласково разговаривала.  В такие моменты мне всегда хотелось заплакать от сопереживания.  Как же нуждались эти детки в мамином тепле и ласке, в маминых объятьях!  Когда они обнимали нашу учительницу, их лица смягчались и светились улыбками.  Они старались хорошо учиться, чтобы только услышать похвалу из уст наставницы. 

     Постепенно отношения с девочками у меня наладились, в основном на почве успехов в физкультуре.  Лена и Дина были очень спортивными, но я - круглая отличница, ни в чём им не уступала.  Некоторые спортивные нормативы я сдавала лучше, поэтому постепенно заслужила их уважение.  Возможно в их коллективе сила была основным критерием лидерства, я не знаю.  Они никогда не рассказывали про детский дом - ни слова за четыре года, которые мы проучились в одном классе. Во втором классе, на переменках, мы уже играли вместе - это был несомненный успех.  Но этим наше общение и ограничивалось.  Если с другими одноклассницами мы общались и после школы, то детдомовцы из этой части жизни "выпадали".

     Мне это казалось жуткой несправедливостью - в чём эти дети были виноваты?  Они уже лишены были нормальной семьи, домашнего уюта и любви родных.  С этим что-то надо было делать и я решила пригласить их к нам домой.  Наша мама работала детской поселковой медсестрой, всех девочек она знала лично и ей ничего не надо было объяснять про их жизнь.  Она ходила в детский дом и, наверное, знала больше об нуждах этих детей, чем мы.  Поэтому она согласилась без долгих раздумий.  На следующий день я пригласила девчонок к нам в гости после обеда.  Они были очень удивлены, но конечно же согласились.

     Визит прошёл замечательно - мы быстренько попили чаю с пряниками и бутербродами, а потом самозабвенно играли - сначала дома, а потом и на улице.  Девочки немного стеснялись маму, но она, видя их смущение, предоставила нас самим себе.  Когда пришло время уходить у одноклассниц были грустные лица,  но лёд в наших отношениях растаял окончательно.  Для себя я твёрдо решила - звать девчонок в гости почаще. 

     Прошло несколько дней: на дворе буйствовал май и приближались летние каникулы.  На переменках мы носились на школьном дворе, как угорелые, а после школы обязательно играли, прежде чем разойтись по домам.  Тем, кого встречали после школы бабушки или мамы, не везло.  Они уходили с кислыми лицами и тяжёлыми вздохами.  Мы - те, кто самостоятельно добирался домой, смотрели на них с чувством глубокого превосходства. Конечно наши детдомовцы уходить не спешили, их особенно радовала возможность немного позже вернуться в холодные стены. Свалив ранцы в одну кучу, мы выплёскивали накопившуюся от долгого сидения энергию.  Удивительно, как не скукоживались от наших криков молодые листочки деревьев и кустов, растущих на школьном дворе.  Не иначе, как долгие годы тренировок спасали их от гибели.

     Разгорячённые и уставшие нехотя разбредались мы по домам.  Я выудила свой ранец и мешок со сменкой и тоже поплелась к воротам.  Шла я одна, потому что двух девочек с моей улицы уже забрали бабушки.  Я уже почти дошла до калитки, как вдруг мне в спину "вонзилось" ужасное слово: Фашистка!  Я замерла на месте, надеясь, что это не мне.  Да и с какой стати кто-то мог адресовать мне такое страшное оскорбление?  Я ничем его не заслужила, более того, я была уверена, что во всей нашей школе ни один человек не заслужил такого  в свой адрес.  Всё-таки я оглянулась на этот крик.  Уж лучше бы я "нырнула" в калитку побыстрее!

    Позади себя на расстоянии нескольких метров я увидела своих детдомовских девочек.  Они стояли втроём, сбившись в маленькую кучку и смотрели на меня.  Я подумала, что ошиблась - они точно не могли меня так назвать.  Но когда я сделала шаг в их сторону, они снова выкрикнули мне в лицо: "Фашитстка. Ты-фашистка."  Оглушённая этими выкриками я развернулась и бросилась бегом к спасительному выходу, только бы не видеть и не слышать больше ничего.  Вслед мне звучало: "Фашистка!".  Я чувствовала себя предателем, которого ведут на расстрел через всю деревню, а её жители смотрят на меня с ненавистью, кричат и плюют мне под ноги.

      Я неслась по улицам, обливаясь слезами.  Добежав до дома, я обняла липу, которая росла у нас в палисаднике и разрыдалась в голос!  У меня в голове крутилась пластинка на патефоне со сломанной иглой: За что? За что? За что?   Я оплакивала свою доверчивость и первую в своей жизни несправедливость.  Я не могла понять, зачем девочки так поступили.  Чем я их обидела или задела?  Ведь недели не прошло, как мы пили чай у нас дома и всё было замечательно.  Я не могла успокоиться и пошла домой к маме за утешением.  Хорошо, что к этому времени мама уже была дома - у нее не было вызовов после приёма.

     Мама очень за меня испугалась, ещё бы!  Я была жизнерадостным и терпеливым ребенком - не плакала, когда разбивала коленки в кровь, когда сдавала кровь из пальца, когда мама ставила мне уколы от высокой температуры.  Что же такого могло приключиться,  что я так горько рыдала?  А я ничего не могла ей объяснить - у меня просто не было сил и я не могла успокоиться.  Я села к маме на коленки, прижалась к ней всем телом и орошала отвороты халата  потоками слёз.  Маме ничего не оставалось, как гладить меня по голове и ждать.  Выплакав все слёзы, я не могла справиться с голосом.  У меня получались какие-то всхлипывания и обрывки фраз.  Постепенно из этой сумятицы мама поняла, что произошло.  Что она могла мне сказать?

     - Всё будет хорошо, доченька. Всё будет хорошо.  Девочки эти просто очень несчастные, не обижайся на них, они не со зла.

     Я поняла, что пытается объяснить мне мама.  Люди бывают хорошими, но несчастья иногда толкают их на неправильные и необъяснимые поступки.  И ещё я поняла и запомнила, что несправедливость бывает ни за что, а просто так.  Это очень помогло мне в дальнейшей жизни.  Больше я не оплакивала несправедливость, когда она случалась в моей жизни.  Я отрешённо фиксировала её и шла дальше - ни обид, ни сожалений.  Мир не совершенен, но безусловно прекрасен!

     На следующий день девчонки выглядели смущенными и не могли смотреть мне в глаза.  Я делала вид, что ничего между нами не произошло.  Постепенно мы вернули прежнее статус-кво, я ещё раз пригласила их в гости, но они отказались, сославшись на то, что их не отпускает воспитатель.  Больше к этой теме мы не возвращались, а через два года мы переехали в другой город.