Васька и Мурка

Сергей Вахрин
                1.

Кошки, сколько я себя помню, были со мной всегда. В детстве мне нравилось засыпать, ощущая рядом с собой живое, родное существо; часто прижимал её к себе, чувствуя приятное тепло её тела. Обычно она мурлыкала; если же была чем-то встревожена или взволнована, я гладил её, и та начинала благодарно и радостно напевать свои сладкие, баюкающие песни, от которых становилось приятно и легко засыпалось.

После полёта Ю. Гагарина в космос я не один раз наряжал кошку в костюм “космонавта”; ей, однако, это совсем не нравилось, она вырывалась и стремилась убежать.

Помню, долгими зимними вечерами я не один раз оставался дома один - родители были на работе. Время тянулось медленно; было жутко. Я был уверен, что в соседних тёмных комнатах находятся страшные чудовища; войти в комнату, освещённую светом электрической лампочки, они не могут, и поджидают меня, прячась за дверями.

Я даже боялся включать радиоприёмник “Балтика” (производства 50-х годов), так как опасался прослушать возню этих чудовищ, и чутко прислушивался к тишине.

Эти существа представлялись мне отвратительными тварями размером с собаку - со страшной, оскаленной пастью и злобными, горящими глазами...

В один из таких зимних вечеров кошка, которая мирно лежала у стены комнаты, вдруг прыгнула и зубами схватила крысу, выползшую из подпола деревянного дома. Я был очень благодарен кошке - сильной и отважной заступнице, которая бесстрашно защитила меня от одного из представителей страшного подпольного, “нижнего” мира...

Много позже, когда я уже стал взрослым, мы с женой завели кошечку для подрастающих детей - понимали, что без общения с любимым домашним животным жизнь детей была бы не совсем полноценной и не столь радостной.

Дети любили играть с кошкой; при этом они, конечно, не понимали, что далеко не все забавы ей нравятся, наоборот, чаще всего, они были ей неприятны и даже болезненны; кошка усиленно вырывалась, отчаянно мяукала и старалась убежать.

Если же её это не удавалось, она осторожно проводила когтями по ручке ребёнка. Тот отпускал кошку, она удирала и пряталась под диваном.

А в другой раз я видел противостояние нашей кошки и чьей-то собаки. Собака, подняв голову, задиристо лаяла на кошечку; та сидела на скамейке, готовая к бою, и лапкой с выпущенными когтями целилась собаке в глаза.

Вот как! Собаке - когтями в глаза, ребёнку - легонько по ручке, чтобы не сделать ему слишком больно.


                2.


Последние десять с лишним (около пятнадцати) лет с нами жил кот Васька, рыжей окраски. Мы привыкли к нему, он к нам, и всё было прекрасно.

Но в прошлом году наш 13-летний внук притащил с улицы домой совсем маленькую, тощую, голодную серенькую кошечку и накормил её молоком из блюдечка. Мы с женой были не слишком довольны “прибавлением семейства”, но что поделаешь - не выгонять же котёнка на улицу, на бескормицу...

Так Мурка осталась у нас. Она быстро росла, была очень подвижна и сильно докучала Ваське своими играми. Тот терпит-терпит; не выдержав, начинает Мурку “драть” - бить её лапами и кусать за загривок. Та унималась на некоторое время, но потом снова принималась за своё.
Со временем она немного повзрослела и теперь уже не так докучает Ваське своими детскими забавами.

Поскольку Мурка росла баловницей и проказницей, мне несколько раз приходилось её ругать за какую-либо шалость. В таких случаях тут же рядом появлялся Васька и тревожно, беспокойно поглядывал на нас - боялся, как бы я Мурку не обидел.
Значит, и кошкам присуще чувство справедливости.

Точно таким же чувством справедливости обладают и дети. Когда я начинал ругать за какую-нибудь проказу свою старшую дочь, тут же появлялась моя младшенькая и отважно вступала в её защиту.

Надо же, кроха такая, ещё и говорить, как следует, не умеет, а уже понимает, что справедливо, а что нет... И это при том, что сама только что ревела от обиды, причинённой ей старшей сестрой, и мне приходилось за неё заступаться.

Как-то бабушка выставила мороженую рыбу на кухонную мойку - оттаивать. Прохожу по неосвещённому коридору, и вижу, что Мурка чем-то увлечена; напротив неё стоит Васька и обеспокоенно смотрит на свою подругу.

Присмотрелся: батюшки! Мурка стащила с мойки рыбину и трудится над ней!
Представил себе безмолвный диалог между кошками:

- Ты что это наделала, а?
- А что такого?
- Так нельзя же без спросу брать! Ты попроси, и тебе дадут!
- А как? Я не умею... Вот, взяла... Зато знал бы ты, как вкусно!

И смех, и грех... Забрал я у Мурки рыбину, нарезал её мелкими кусочками и выставил кушанье в тарелочке на пол. Ели они эту рыбину весь день.
А вот “Китикэт” они не любят - едят его неохотно, предпочитают “Китикэту” натуральную пищу.

                3.


Обычно я встаю по будильнику в 6 утра и выпускаю на прогулку кота. Около семи часов выхожу из квартиры; кот уже ждёт у двери. Впускаю его в квартиру и отправляюсь на работу.

Однажды утром я проснулся от какого-то шума. Вижу: кот сидит на табурете, на который я с вечера кладу электронный будильник, а сам будильник валяется на полу.

Ах, вот оно что! Кот с нетерпением ждал утра, чтобы выйти прогуляться; время для моего пробуждения, по его разумению, настало, а будильник почему-то молчит. Разбудить меня кот не решается, чересчур деликатен для этого (хотя и знает прекрасно, что я не буду его ругать), так он запрыгнул на табурет и начал тормошить будильник: “Давай, звони, время уже!”

Я поразился сообразительности кота, а также его умению точно определять время - он ошибся всего на пять минут, не дождался шести утра.

Это могло бы показаться случайностью, но через некоторое время всё это повторилось: кот снова уронил будильник на пол около шести часов утра. Причём, в обычное время он на табурет не прыгает - что ему там делать? - и с будильником не играет - неинтересная это для него игрушка; да кот уже и вышел из этого возраста, чтобы играть.

К Мурке я отношусь, как к балованному, шаловливому, хотя и занятному существу; Ваську же уважаю, как мудрого... хотел написать “человека”... Нет, не человека, конечно, - как кота, своего ровесника, тоже пенсионера по возрасту.

Отношусь к ним спокойно, как к домашним животным. Наверное, поэтому кошки предпочитают спать с внуком: от него исходит горячая, искренняя любовь к кошкам, они это прекрасно чувствуют и спят на его кровати, радуя любящего их мальчика своими ласковыми песнями.