В чём смысл общественных движений

Максим Странник Петров
Как правильно относиться к общественным движениям в защиту чего-либо? Как оценивать результаты их деятельности? Создаются ли они для борьбы с чиновниками или для сотрудничества с властью? Важен результат или направление их деятельности?

Возьмём такое развивающееся активно движение как "Архнадзор" в Москве. Как указано в Википедии: АрхНадзор - "общественное движение, добровольное некоммерческое объединение граждан, желающих способствовать сохранению исторических памятников, ландшафтов и видов Москвы". Движение пытается спасти от разрушения и сноса историческую застройку Москвы в целом, чтобы тот образ, который о Москве складывался десятилетиями и столетиями, не померк, не исчез. И всё это важно для нашего отношения к своему прошлому. Без которого как известно нет будущего.

Не всё удаётся тем людям, которые объединились для защиты нашего наследия. Что-то продолжает разрушаться, что-то сносят застройщики с одобрения и без одобрения московских властей. Но очень важно, не делать выводов о результатах только на основании того, что что-то пока не получилось, что-то мы всё равно потеряли. Как часто мы слышим реплики: "Вот видите. Чиновники всё равно всё сделают по-своему. С ними бесполезно воевать". И это в корне неверно.

Деятельность общественных движений надо рассматривать не по тем результатам, что удалось или не удалось. Как ни странно, в примере с АрхНадзором важно не то, удалось ли спасти памятник или не получилось. Главное заключается в самом процессе. В процессе накопления опыта. Опыта общения и взаимодействия с чиновниками. Мы должны не ругать кого-то, не ненавидеть, не бороться, а научиться правильно сотрудничать, конфликтовать, обсуждать. Стараясь понять того же чиновника, помочь ему выяснить наши интересы и наши запросы. В этом смысл его работы: делать что-то на благо общество. Но на благо того общества, которое активно участвует в жизни государства, которое выражает своё мнение, свой интерес, свою позицию.

За 30 последних лет мы перестали это делать, перестали строить государство, обустраивать свою жизнь в нём, подготавливать почву для наших детей, внуков, последующих поколений. Мы бросили государство на произвол судьбы, чиновников стали или не замечать или насмехаться над ними. Но чиновник никогда не существует сам по себе. Он - существо зависимое. Ему надо на кого-то опереться, решать вопросы управления в чьих-то интересах. Если народ безмолвствует, то власть ищет тех, кто в этом государстве нуждается. Например, бизнес. И начнёт работать в интересах бизнеса. Если бизнесу выгодно снести здание и построить офисный или торговый центр, то почему нет?

Сейчас мы столкнулись с тем, что чиновники не могут отказать коммерческим структурам. Потому что законы и сложившаяся практика так работают. За 30 лет законы писались для рыночной экономики, для свободного предпринимательства, для либеральных отношений. И изменить это не так-то просто. Но необходимо. И сделать это могут и должны жители каждого населённого пункта, будь то Москва или Нижневартовск, степной посёлок или горный аул. Для этого необходимы вот такие движения, общественные организации, экспертные советы разного уровня и масштаба. Активно выразить свои запросы, свои нужды, свои "за" и "против". Терпеливо, мирно растолковать чиновнику, представителю нашей власти, что нам нужно для лучшей жизни.

Да, сегодня в Москве сносят очередной исторический комплекс зданий. Но вчера ещё это сделать было намного проще. Уже сегодня судебные процессы заставляют застройщиков раскрыть свои кошельки, преодолевать множество преград на пути к цели, задуматься, а выгодно ли идти на пролом в буквальном и переносном смысле. Роль общества в решении вопросов городского строительства возрастает. И уже завтра появятся новые законы, ограничивающие аппетиты бизнесменов. Надо только нам не забывать, что нет плохих и хороших бизнесменов, политиков, чиновников. Есть просто конфликт интересов. И преодолевать его можно, только осознав, что все мы плывём в одной лодке. И невозможно сидеть на носу этой лодке и думать, что течь у кормы лодки тебя не касается, пусть, мол, сами расхлёбывают. У бизнеса тоже есть свои интересы. И они тоже хотят жить и развиваться. И важно не запретить строить, а показать где реальная их выгода в перспективе. Если мы уважаем чиновника, бизнесмена, выражаем свои интересы, учитываем интересы других, то и нас будут уважать и представитель власти, и представитель бизнеса. И строительная компания будет тогда уважать мнение горожан, действовать на благо общества.

Я уверен: любой российский бизнесмен и российский чиновник хочет для России богатства и процветания. Потому что от этого зависит и их судьба и их благополучие. На разрушении государства бизнес не построишь.

Как сказал координатор общественного движения АрхНадзор Рустам Рахматуллин: "Самоограничение — вот прогресс, будь то исторический город, будь то душа человека". Вот и получается, что общественные движения воспитывают чиновников. Чиновники воспитывают бизнесменов. А бизнес и чиновники воспитывают наше общественное сознание и нашу активную жизненную позицию. Уроки общения, уроки психологии, конфликтологии идут на пользу всему обществу. Научимся взаимодействовать - построим новую Россию как пример для подражания всему миру.