Со дня на день ожидали начала итоговой проверки за год, а проверяющая комиссия из Москвы всё не летела. Поэтому, ставя нам задачу по доставке экипажа в Фергану на ремзавод для приёмки самолёта, командир полка особо уточнил:
– Запомните, никакой ночёвки. Заправили самолёт и сразу же домой.
Лететь из Мелитополя в Фергану по времени было часов шесть и обратно из-за встречного ветра около семи. Не очень-то радужная перспектива. Но делать нечего, приказы не обсуждаются.
Кроме приёмочного экипажа с нами летел с оказией домой бригадир доработчиков с завода, которые устанавливали на наши самолёты систему межсамолётной навигации. Во время полёта мы сумели обработать бригадира, чтобы он задержал нас в Фергане на пару дней по причине доставки в Мелитополь необходимого оборудования.
После посадки убеждаемся, что в ферганском полку итоговая проверка уже началась. Люди в противогазах и химкомплектах бегают вокруг самолётов, отрабатывают действия после посадки на зараженный аэродром. Посмеиваясь над ними, мы заруливаем на завод, выключаемся и со спокойной душой идем в гостиницу.
Утром звонит диспетчер:
– Командир, мне звонил ваш командир полка, интересовался, почему вы сразу же не улетели. А когда узнал, что вы и заявку на сегодня не дали, просто рвал и метал. Приказал вам немедленно возвращаться.
– Объясни ему, что мы ждём попутный груз с завода. Как доставят, сразу же вылетаем.
– Игорь, сходи, напиши заявку на перелёт на завтра на утро, – это уже ко мне обращается командир.
Сказано – сделано.
Пошли на завод искать бригадира. Он, как оказалось, там и не появлялся.
– Он же в командировке, – сказали нам. Узнав, что мы его привезли, успокоили:
– Пьёт, наверное, дома. Он у нас запойный, может неделю пропить.
Телефона у бригадира не было. Узнав домашний адрес, поехали к нему домой. Дома никого не застали. Дело принимало серьёзный оборот.
Посовещавшись, решили уложить в лазарет борттехника по АДО. У него уже был радикулит, все симптомы знает. А чтобы всё выглядело натурально, обнаружить болезнь должен был врач на предполётном медосмотре. Так и получилось. Командир, пошумев перед врачом для видимости, что нам поставлена задача – срочно вылетать, и борттехник в полёте не выполняет никаких функций, повёл нас в гостиницу. А Николая положили в лазарет на деревянный щит и стали колоть ему новокаиновую блокаду. Мы навещали его каждый день. Бедняга жаловался, что от уколов у него и правда спина заболела. Чтобы облегчить его страдания, мы ежедневно приносили «успокоительное».
Прошла неделя. Появился из небытия пропавший бригадир. Оказалось, что мы его на заводе спалили, летел он с нами не по служебным делам, а отдохнуть недельку дома. В знак примирения, и чтобы мы довезли его обратно, принёс трёхлитровую банку спирта и «обрадовал» нас новостью, что обещанный груз есть, но предназначен он для Сещи – это аэродром в Брянской области.
Семь бед – один ответ. На десятый день вылетаем с грузом в Сещу. Там итоговая проверка в самом разгаре. На кольцевой рулежке стоят "Антеи" с запущенными двигателями, собираясь вылетать по тревоге. С удовлетворением думаем, что у нас-то она уже точно прошла. Планируем перелёт на свой аэродром на утро следующего дня. С утра стоит такой туман, что не видно ни зги. После обеда проясняется. Вылетаем домой. Приземляемся после окончания рабочего дня. На аэродроме царит какое-то подозрительное оживление. Нам это сразу не понравилось. Заруливаем на стоянку, выключаем двигатели. Встречает нас комэск словами:
– Иван Васильевич, какой ты молодец! Как ты вовремя прилетел. Можно сказать, с корабля на бал. Только что объявили тревогу – начало итоговой проверки. Я тебя включил в боевой порядок.
Хотелось рвать и метать. Все наши попытки миновать сие мероприятие пошли прахом. Пока экипажи полка тренировались в погрузке-разгрузке десантно-транспортного оборудования, нас отпустили домой на пару часов переобуться в сапоги.
Хорошо ещё, что от боевого порядка командиру удалось отбояриться. Назначили ретранслятором. Сидим в классе предполётных указаний на постановке задачи. Входит начальник штаба и что-то говорит командиру полка. Тот с хитрой улыбкой оглядывает класс со словами:
– Завтра нужно послать один экипаж на задание. Ну, угадайте, кому повезло?
Тут все зашумели, как на базаре. Встает мой командир:
– Товарищ полковник, вы все тут готовились к итоговой проверке, а меня две недели на базе не было. Я вообще не при делах. Пошлите мой экипаж, чтобы мы вам тут случайно дров не наломали.
Подумав немного, комполка принимает мудрое решение:
– Летит экипаж Стойко. Постановка задачи завтра в двенадцать, контроль готовности в пятнадцать, вылет в восемнадцать часов. А сейчас свободны. И под завистливые взгляды других экипажей мы выходим из класса, уходя от итоговой проверки. И что бы нам ни твердили политрабочие, всё-таки есть Бог на небе!