Жулики

Владимир Леонович
 ГГУ,  РФ-67               

                Моим детям и детям моих сверстников

В своем интервью Ходарковский сознался,  что в свое время занимался присвоением государственной (правильнее – народной) собственности. Но делал это он якобы исключительно в рамках закона. Не виноватая я!
Самая коварная ложь – это полуправда.
Что же не досказал в своем интервью Ходарковский?
А не досказал он, что законы, по которым он воровал, извините, присваивал народную собственность, издавал Гайдар, сподвижник Ходарковского, с подачи того же честного жулика Ходарковского. И некоторых других.

Первым честным жуликом, с которым мне пришлось столкнуться в годы учебы в Университете был Толя Наволочный.
Толя отработал после школы два года, отслужил еще два года в армии, и поступил на радиофак по какой-то льготной квоте. Факультет он выбрал по той же причине, что и я.
Дело в том, что, просмотрев фильм «Девять дней одного года», я решил стать физиком-ядерщиком. На физфак я и подал документы.
Прием документов производился в вестибюле главного корпуса, видимо для того, чтобы не заставлять абитуриентов плутать по корпусу. Вот в вестибюле, подав заявление на физфак, я и встретил своего друга и земляка Юрку Шаранина, который уже перешел на второй курс радиофака.
Юрка страшно обрадовался, и насел на меня с распросами. Узнав, что я подал документы на физфак, он остановился, т.к. мы уходили из корпуса, и сказал: «Пошли обратно». Я удивился. Зачем? Надо поменять факультет, сказал он. Дело в том, что профессию определяет не факультет, а выбранная специализация на последних курсах и распределение, т.е. можно стать ядерщиком, закончив радиофак. Но стипендия на радиофаке на 4,5 рублей больше, а на пятом курсе аж на 10 рублей.
Мне предстояло учиться только на стипендию. Это условие моей мамы. Вопрос был решен в пользу радиофака. Мы вернулись, и почти моментально все оформили. Мои документы, исправив одно слово, переложили с одного столика на другой, соседний. И всё.
Наволочный выбрал радиофак по тому же критерию.
Мы с ним попали в одну группу. Старостой группы выбрали Леньку Михайлова.
Наволочный был заметно старше нас, своих однокурсников, хотя разница в возрасте была всего-то четыре года. Он сторонился нашей постоянно вскипающей студенческой жизни. А меня он выбрал в качестве посредника для общения и обмена информацией. Дело в том, что Наволочный не ходил ни на лекции, ни на практические занятия. Он посещал только занятия английским языком. Даже стипендию он получал через меня.

В декабре, когда дело подошло к экзаменам, я спросил его, что же  он собирается делать. Ведь, ему явно светило исключение. Вот тут он мне и рассказал, что и не собирался учиться в Университете, т.к. не имеет соответствующих способностей. На радиофак он поступил без экзаменов, с гарантией обеспечения стипендией. С первых же дней учебы он устроился на постоянную работу по своей армейской специальности. Так что, сессию он сдавать не собирается.
Получив от меня стипендию за декабрь, он попрощался – и мы больше не виделись.
Все стипендии на группу, по доверенности  получал староста Ленька Михайлов.
Наволочного отчислили январским приказом.

В марте Леньку вызвали в бухгалтерию, и по старой доверенности выдали ему январскую стипендию Наволочного, которую сначала придержали из-за его долгов в библиотеке.
Ленька со стипендией пришел ко мне. Я посвятил его в подоплеку наших отношений с Наволочным. И мы решили пропить эту стипендию во славу современного мини Бендера. Деньги были огромные. Пригласив Пасманика и Блинцовского, мы отправились в самый шикарный ресторан - «Нижегородский». Впервые в жизни я съел люля-кебаб и цыпленка-табака. Что называется, в один присест.
Тратить халявные деньги было исключительно приятно. Мы жировали.

Может я не так понял, но как сказал Ленин, всё развивается по спирали. Спираль предполагает ритм. Народ уже дано обнаружил этот ритм – и понял, что жизнь полосатая.
Я попал в полосу ресторанов.
Мой друг, Володька Мильман, в школьные годы подсел на хобби сбора копеечек. Хобби это азарт. И когда мелкие деньги вдруг подорожали в десять раз, Вовка не побежал в магазин проедать их, радуясь манне небесной. Азарт держит крепко. И он сохранил свое достояние.
Я тоже копил медные деньги,  но их накопление было связано только с экономией моих расходов, т.к. я собирал все номиналы, начиная от пятаков. Поэтому, как только объявили о реформе – я всё проел
Однако бурное время вступительных экзаменов и первых студенческих впечатлений притушили прошлый Вовкин азарт.
Володька предложил мне поход в ресторан Москва.
- С чего это вдруг,- спросил я.
Но, кто бы возражал.
После пересчета денег их оказалось не так много, как хотелось. Пришлось ресторан «Москва» поменять на кафе «Нижегородец» на площади Горького. Мелочь решили не разменивать, а рассчитываться ею как есть, но только если официант нас обсчитает, т.е. в качестве наказания. Для хохмы мелочь переложили в прозрачный полиэтиленовый пакет.
Скрупулезно рассчитав заказ под копеечные деньги, мы мило посидели, и потребовали счет.
Кульминация приближалась.
Официант принес счет – и он не совпадал с нашим расчетом, денег оказалось маловато. Пришлось официанта поправить.
Когда он предъявил исправленный счет, Володька достал из сумки пакет с мелочью – и бухнул его на стол.
- Что это,- спросил недовольный официант.
- Деньги,- нравоучительно ответил Мильман.
- Я это,- официант покрутил пальцем,- не возьму.
- А у нас других нет,- соврали мы.
- Идите в банк,- сказал официант вызывающе,- и разменивайте.
Мы начали собираться.
- Э-э, только один, второй пусть сидит здесь.
- Вообще-то, мы отдыхаем,- сказал я,- с какой стати мы должны исполнять ваши капризы?
Официант, усадив нас, ушел за зав залом. Тот пришел, и выслушал нас (официант уже напел ему своё). Выбрав меня, наверное по тому что я был ближе, сказал, чтобы я шел с ним, а официанту велел взять деньги. Мне стало тоскливо. Я уже считал эти деньги с Вовкой. И вот, снова пересчитывать.
Мажордом прошел за стойку официантов, и провел меня в служебное помещение. Среди прочего антуража, там стояли обычные магазинные весы. Положив пакет с мелочью на весы, мажордом спросил меня:
- Сколько здесь?
Я ответил.
- Всё нормально,- сказал мажордом официанту,- прими деньги.

Мы весело вывалились из кафе.


Жизнь на стипендию обязывала к размеренной экономии. Стипендия, 39 руб. 50 коп, распределялась следующим образом. Столовские талончики стоили по рублю в день. На проезд в городском транспорте - 50 копеек. На 9 рублей можно было три раза сходить в молодежное кафе, не испытывая угрызений бедности, или девять раз скинуться на выпивку в общежитии.

Для выпивки с девушками в общежитии, сбрасывания по рублю было вполне достаточно, но вызывало одну и ту же проблему – сколько и какого вина (водки) надо каждый раз брать, чтобы не истратить лишнего, и чтобы не оказалось мало.
Споров  предложил алкогольную характеристику с единицей «лигрыл», размерность которой литр*градус/рыло. Любой набор выпивки можно свести к этой единице. И, зная удачное количественное значение прошлых сабантуев, почти точно нормировать сиюминутную закупку вина и закуски.

Отправляясь на танцы в студенческие общежития, мы непременно скидывались по рублю. Традицию нарушил Пасманик Гера. Он рассуждал следующим образом.
Мы пьем, чтобы быть выпимши именно на танцах, а не до них. Поэтому процесс выпивки необходимо максимально приблизить к моменту входа на танцы, т.к. время опьянения не безгранично.
Кроме того, закуска понижает тонус опьянения. Поэтому от закуски следует отказаться. Для этого надо есть в столовой за час до выпивки, а перед входом на танцы пить не закусывая. Рымникское десертное, по 1.40 руб. за бутылку 0.65 подходило для этого наилучшим образом.
Теоретически получалось, и явное повышение эффективности, и некоторая экономия средств.
Предложенная Пасмаником технология была внедрена в жизнь.

Перед одним из походов на танцы в Строительный Институт, меня и Геру командировали за Рымникским. Сделав покупку, мы вышли из магазина. Гера остановил меня, и показал с улицы на разбитый угол витрины с водкой. Витрина была из гнутого толстого стекла, обычного в то время. Гипотенуза треугольного отверстия была сантиметров двадцать. Было видно, что рука свободно пролезет в отверстие и легко достанет бутылку с водкой.
- Ну, давай. Я отвлекаю, а ты берешь водку,- предложил Пасманик.
Предложение было такое неожиданное, что я опешил. Затем, придя чуть-чуть в себя, представил сценарий – и содрогнулся.
- Не. Я не смогу.
- Тогда отвлекай ты. А я буду тащить.
Я согласился, понимая, что мера ответственности одна и та же.
Гера имел талант исследователя и врожденный дар авантюриста.
Как-то мы втроем: я, Гера и Ленька Михайлов,- шли по Свердловке после продолжительной прогулки по центру города. Потенциал жизнерадостности несколько сник, но расходиться еще не хотелось.
- Что будем делать?- спросил Гера.
Мы только что прошли ресторан «Москва», а у меня в кармане болталось на рубль мелочи.
- Может, закатимся в «Москву»,- предложил я, за рубль в дневное время в «Москве» можно было неплохо пообедать.
Гера посмотрел на меня с некоторым удивлением.
- А что, это мысль. Леонович – ты гений. Поехали.
- Куда поехали? Вон, «Москва» - рядом.
Гера уже не обращал на меня внимания. Он говорил, что знает расписание поездов и электричек, и что сейчас самое время ехать в Москву, т.е. в столицу нашей Родины, где живут его родственники, которых ему  давно уже нужно посетить.
- У тебя что, денег – куры не клюют?- спросил я.
- Бесплатно поедем. Зайцами.
Я махнул рукой. Без меня.

Гера с Ленькой уехали в Москву с полтинником в кармане.

Через пару дней Ленька рассказывал мне, как они бегали по вагонам, прячась от контролеров. А когда, наконец, добрались до родственников, то Гера позвонил домой бабушке, чтобы успокоить её, и сказал ей, что он в Москве.
- Герочка, и що ты делаешь в этом кабаке, ночью?- спросила бабушка.

Мы вернулись в пустой магазин, и я купил плавленый сырок за 10 копеек, долго выбирая сырок из трех предлагаемых сортов. За это время Гера благополучно стащил бутылку водки.

Зачастую жуликов провоцирует ситуация.

Сейчас Пасманик доктор наук, лауреат Государственной премии.

Считал ли я тогда себя вором? Конечно. Но у нас было хлипкое оправдание – мы украли у вероятного жулика.

В чем разница между вором и жуликом. Вор ворует непосредственно, напрямую присваивая себе продукт. Жулик присваивает продукт в результате манипуляций и махинаций.
Странно, но жулики вызывают меньший общественный протест по сравнению с ворами. Наверное, это потому что все мы отчасти жулики.

Вот, Володька Мильман, он при поступлении в наш Университет уже имел проходной балл, который заработал при сдаче экзаменов в МФТИ, самый престижный ВУЗ страны.
Когда Мильман приехал из Москвы в Горький, его сразу зачислили на радиофак, и сказали, что он свободен до первого сентября. Вовка обрадовался – и спросил в каком общежитии ему дают место, ведь он приехал учиться из города Баку, и денег у семьи на его проезд туда и обратно просто не было, как не было денег и на оплату съемной квартиры.

Председатель комиссии объяснил Вовке, что все места в общежитии сейчас заняты абитуриентами, и освободятся только после окончания сессии.
Что же делает мой гениальный друг? Он забирает свое заявление с проходными баллами – и подает другое заявление о сдаче экзаменов на общем основании.
Теперь он как абитуриент получает место в общежитии – и благополучно снова сдает все экзамены на одни пятерки. Жулик.

Нижний Новгород, январь 2015 г.