Левиафан

Валерий Липневич
М.: Посмотрела последний фильм Звягинцева. Давно не смотрела русские фильмы и сейчас, как и раньше, не хочу верить.

Я: Чему не хотите верить? Что у сильного бессильный виноват? Так это всегда и повсюду. Только в голливудских фильмах это маскируется как бы победой одиночки - за счет сверхнапряжения и героических усилий. Но средства достижения победы и доказывают, что победить обычному человеку невозможно, Так что сиди и не рыпайся. Но с положительным послевкусием после фильма - как бы победил. Хотя в подсознании предусмотрительно отложилась цена этой победы. У Звягинцева, как он гордо замечает, всё правда. Но абсолютно другое, деморализующее послевкусие.   Нужна ли подлинному искусству такая правда? Вообще, во всех своих фильмах Звягинцев наказывает своих героев. Да они и заранее обречены депрессивно-тягомотной атмосферой фильмов. В такой атмосфере ничего хорошего произойти не может. Герои  изначально отравлены воздухом безрадостной обыденности. При том, что все его герои немного мачо - видимо, один в свое время обидел режиссёра или сам в молодости был жертвой такого характера - и неизбежно несут наказание за излишнюю жесткость и самоуверенность, за попытки трепыхаться и чего-то доказывать – опять же в рамках обыденности и её методами. Жизнь постоянно опускает их. Один теряет любимую, другой сына, третий гибнет сам, отравленный женой. В последнем фильме  прямолинейно-простодушный герой сталкивается с Левиафаном социума. И терпит сокрушительное поражение. За что? - допытывается он. За то, что не хочет знать, где живет, да и не умеет следовать законам этой жизни - не вообще общечеловеческим (таких не существует), но именно законам этого места на краю земли, где всё дышит первобытной мощью и такою же дикой тоской. В этом пейзаже человек и всё человеческое – лишнее. Одно спасение - быть как все. Поэтому смерть жены и сиротство сына - на его совести. Заодно гибнет и его наивная вера в армейскую дружбу, которая и спровоцировала - с помощью настоящего мачо - трагическое завершение конфликта.  По большому счету герой заслужил свои 15 лет. В фильме к  тому же хорошо   показано, как шестерёнки религии и власти бодро крутятся сами по себе, не приходя во взаимодействие, только добавляя друг другу смазки. И человек тоже сам по себе, не нужен одной и беззащитен перед другой. Но, повторяю, это ситуация общечеловеческая. А Звягинцеву удалось продать ее как только русскую. Вовремя и с большим наваром.


М.:Эта грязь, злоба, цинизм, лицемерие, всё зло, что можно было собрать - всё в этом фильме, ни одного намёка на лучик света, в чём смысл жизни этих людей, всех, и тех и других, когда нет веры, только знание - есть власть и деньги - это всесильно, это бог, другого бога нет.
Приспосабливаться чтоб существовать, праздники чтоб залить разум.
Вы говорите правда? ужас! а если правда, зачем? зачем фильм? свои эту правду знают, а для чужих лишний повод для злорадства.
Деньги, заработанные Звягинцевым, очень дурно пахнут, особенно сейчас. Чем же он лучше своих персонажей?

Я: А кто сказал, что автор должен быть лучше своих персонажей?

Юрий Иванов 11: Я, как человек всю жизнь занимающийся практической юриспруденцией, смотрел "Левиафан" как документальный фильм, - авторы фильма ни в чём не обманули зрителей. Как сказал в "Комсомолке" бывший глава администрации села Териберка - "власть показана отлично, но в действительности всё ещё хуже - постоянная борьба за выживание." Вой начался лишь из-за показанной "смычки" местной власти и главы прихода, но все забыли, что в фильме есть ещё один батюшка, рассказавший Николаю у магазина историю Иова и, как мы понимаем, старающийся жить по совести и по заветам Христа.

Я: Фильм, конечно, сделан мастером, но на поводу у нынешнего представления о художественности как о равнодушном зеркале. Поэтому остается на уровне документализма - тоже необходимом для познания мира, в котором живем. Но где нет преображения реальности, там нет и искусства. А значит едва ли кто-нибудь будет смотреть его второй раз. Кинематограф одноразового просмотра. Как почти вся сегодняшняя кинопродукция - и наша, и зарубежная.
Пока скажу лишь, что искусство призвано адаптировать человека к реальности. Американское - адаптирует к их жизни, наше - должно адаптировать к нашей. Тем более сделанное на государственные деньги. Как адаптировали "Чапаев", "Кубанские казаки", с "Легким паром", где люди находят счастье именно потому, что живут в нехороших стандартных домах. Но в борющемся мире сплошь и рядом возникают ситуации, когда художник получает деньги от одних, но выполняет заказ другой стороны. Независимо от субъективных устремлений. На закате советской власти это было особенно популярно и пользовалось активной поддержкой потребителей, жаждавших скорейшего заграничного рая и поэтому всеми способами  дезадаптировавшимися к родной реальности. Теперь наша публика стала разборчивей и нетерпимей. Любой шаг вправо-влево уже считается изменой Родине. Только она одна и осталась вместо обещанного в очередной раз рая. Фильмы разные нужны, как и их здравая оценка. Очень редкие фильмы способны пройти испытание общечеловеческим подходом, вне национального и идеологического диктата. Но что-то общечеловеческое обнаруживается и в каждом фильме. Даже вопреки воле их создателей.


Французский журнал Telerama :
Мы отправились в город Кировск на краю Полярного круга, чтобы увидеть умирающую провинциальную Россию, погрязшую в коррупции, насилии и пьянстве, которую режиссер Звягинцев изобразил в своем последнем фильме. Но всё получилось не так, как мы ожидали. Мы думали, что окажемся в страшном городе, где по улицам ходят низколобые националисты в состоянии алкогольного опьянения, а оказались в маленьком приятном городке с населением в 20 тыс. жителей на берегу озера...
Город не производит впечатление умирающего: здесь добываются апатиты, есть старая, но работающая горнолыжная станция, построенная в советское время... Первый сюрприз: дорога, которая ведет в Кировск, отлично заасфальтирована, ни в чем не уступает европейским автотрассам. В Кировске мы не увидели ни пустых улиц, ни спотыкающихся бомжей. Мы увидели людей, которые шли на работу, спешили по своим делам, как в любом европейском городе.
Мы расширили зону наших поисков. Мы отправились на местную свадьбу, поговорили с журналистами Кировска, посетили шахту и церковь. Мы не увидели ни поголовного пьянства, ни нищеты. Дети, молодые предприниматели, открытые люди, готовые к разговору...
imhoclub.lv

Владимир Монахов   23.01.2015 06:52 

Так что Ваше "не верю!", дорогая и далекая М., получило европейское подкрепление. А вообще всё, происходящее на экране, не стоит принимать так близко к сердцу. Ведь в любом случае это выдумка, более или менее удачная. Но уж так устроены женские сердца, что слезы двух миллионеров на экране, рыдающих в объятиях друг друга, склонны, как замечал Джон Малкович,  принимать за настоящие.