Баня

Анна Боднарук
                Б А Н Я

В бане веник дороже денег.
Лучшие веники для бани сделаны из крапивы.
Баня парит - баня правит.
Баня парит - здоровье дарит.
Пар костей не ломит.
В баню ходят не воду пить, а тело мыть.
Вылечился Ваня, помогла ему баня.
Баня - мать наша: кости распаришь, все тело поправишь.
В бане мыться, на печи греться.
В который день паришься, в тот день не старишься.
Хорошая баня лучше сытого обеда.
Лук и баня всё поправят.
Кто в бане парится, тот медленнее старится.
Баня грязного очищает, а чистого оскверняет, говорят старообрядцы.
Как позаботишься о банных вениках, так и попаришься.
Крапивный веник – для обиженных на весь мир.
В баню идти – пару не бояться.
Пар любить – баню топить.
В баню ходят не воду пить, а тело мыть.
Куда лист прилип, там и лечит.
Баня без пара, как щи без навара.
Кому что, а вшивому – баня.
Нашей Меланье холодно и в бане.
На паршивого и баней не угодишь: то ему жарко, то не парко.
Баня без пара, что щи без навара.
В бане мыться – заново родиться.
В бане некрасивых женщин не бывает.



  Когда на полке банный лист липучий
  прилип клеймом Бурбулису ко лбу.
  Кто право дал
               им, в Беловежской Пуще
  решать в парилке
                всей страны судьбу?
  Есть самовары.
                Есть и самоворы.
  У нас
       украли мы
                свои просторы.
        Е.Евтушенко "Павлодар" 5авг.1997г

  Банные веники, как действенное лекарственное средство, ценились из-
  древле на Руси. О них уже упоминает в 985 году Лаврентьевская лето-
  пись. Вениками брали дань:"Победиша их и уставиша на них дань лы-
  ко и кошницы, и веники до бани",а в 16 веке крестьян подмосковных
  сел платили вениками и лекарственными травами царю и боярам оброк.
     Царь Александр Михайлович в 1650 году в ночь на Ивана Купала
  приказал направить крестьян для сбора травы описания, где какая
  из них растет.

     Как утверждают историки, сауна существует в Финляндии уже свыше
  двух тысяч лет. В далеком прошлом люди выкапывали глубокие ямы,
  наваливали в них кучу камней, нагревали их, и"сауна" готова. В селе
  Муурама существует первый и пока единственный в мире музей сауны.
  Он занимает площадь около двух гектаров - здесь, под открытым небом,
  представлены финские бани различных эпох. Самый старый экспонат -
  сауна построенная в 1769.

     ...И тогда жену Дамки те же лесные люди-кержаки, которых она сра-
  мила, надоумили испытать еще одно, последнее средство: принести зем-
  ли из бани, из-под крестом лежащих половиц, разболтать с вином и вы-
  пить, пусть даже насильственно - этак в тайге от веку вызывали в
  живом теле отвращение к мертвой земле. Дамку от банной грязи вы-
  воротило наизнанку. Отравленный лекарями, он уже послушно все испол-
  нял, покорно принял и вареного молока с настоем полыни, уснул младен-
  чески-тихим сном и не крутился, как всегда, не ворочался целых двое
  суток.
             В.П.Астафьев "Дамка"

     - Ты что ж это, старый, допрежь праздника пьян, - выговаривал ему вахмистр, насупя жесткие щетинистые брови.
     - Эх, Севастьян Лукич! – пьяненько улыбаясь, оправдывался Перфильич.  – Ишшо царь Пётр приказ отдал: опосля бани сапоги продай, а косушку выпей. А ить сапоги-то на мне.
               Франц Таурин «Каторжный завод»

     Бани совершенно считаются нечистыми зданиями. Но ходить в баню
  мыться должен всякий. Кто не моется в них, тот не считается добрым
  человеком.
     В бане не бывает икон и не делается крестов.
     С крестом и поясом не ходят в баню, они снимаются и оставляются
  в домах. То же делается женщинами перед мытьем полов.
     Да и вообще все, из чего моются, считается нечистым: тазы, кадки,
  ушаты, шайки, ковши в банях.
     Пить в бане воды, приготовленной для мытья, хоть бы она была чистая
  - нельзя. Также вода в рукомойниках почитается нечистою и ею нельзя
  даже выполаскивать посуду, а не только что пить.
     Говорят, что если есть охота увидеть черта в бане, надо зайти в
  нее в ночное время и, заступив одной ногой за порог, скинуть с шеи
  крест и положить его под пяту ноги. Жители не ходят в баню в
  ТРЕТИЙ ПАР, т.е. после двух раз мытья безвыходно после каждого при-
  готовления бани, потому что третий пар оставляется БАЙНУШКУ, кото-
  рый будто бы тоже и моется,и парится. Иные оставляют для этого
  воду и веники.
     В бане нельзя стучать и говорить громко. Иначе, байнушка рассер-
  дится и напугает.
     По выходе из бани благодарят так: "Спасибо тебе, байнушко, на парной
  байночке".
     Баня называется испорченно БАЙНОЮ.
              В.И.Даль "О поверьях, суевериях и
             предрассудках русского народа".

     Наша часть стояла еще в Корестене, когда однажды привезли туда ва-
  гон-баню - такое чудо в тех условиях, в той жизни. Мы с Тоней Бо-
  лотской были в наряде и потому мылись в последнюю очередь. Бан-
  щик заждался, недовольство стал проявлять, что торчит тут из-за двоих
  соплюх, а ему еще сколько "пунктов" обслужить надо?! Все ждут.
     - Вы бы вышли из вагона... мы же быстро вымоемся... а при вас...
  - нерешительно попросила Тоня.
     - Че-ево-о?! Да я вашего брата перевидал... сосчитать невозможно!
  Один вагон банный на такую округу... Вы че, засранки, думаете?! Ви-
  дите ли, им надо, чтоб я ушел, а я тут за все отвечаю, за каждый
  винтик-шпынтик, и за порядок... Живо мойтесь, а не то... возьму и
  уеду... вот и ждите тогда, когда опять такая удача - помыться - вы-
  падет...
     Мы открыли воду, сделали вмеру горячей, встали под душ, повернулись
  друг к дружке и принялись мыться. Вымылись, оделись, шинели накинули,
  головы полотенцами замотали и, опустив глаза, быстро прошмыгнули
  мимо банщика и уж только у выхода из вагона-бани сказали:"Спасибо".
     А он:
     - Ох, девки, девки! Вы ведь в дочки мне годитесь... Чем на стесненье
  время тратить, получше вымылись бы... Ну, бывайте живы...
     Скоро подали паровоз и покатила баня дальше: наберет воды и к
  другим, чтоб и другие телу праздник устроили... дело такое...
                М, Корякина-Астафьева "Знаки жизни"

     А баня! Настоящая баня, с кадками холодной воды, с каменкой-горкой.
  Плеснешь туда воды, а там ка-ак зашипит, вся баня наполнится паром, и
  в этом пару слышно, как дедушка угощает свое голое тело распаренным
  березовым веником. Смотреть страшно, как он себя хлещет, по спине да
  груди, по бокам да снова по спине! Жуть! А ему - удовольствие. Хле-
  щет, хлещет, а потом сползет с полка, совсем ополоумев от жары, да ско-
  рей в дверь и в сугроб снега. Вываляется, из красного сделается весь
  белый - и опять в баню... Вот как мылись раньше!
                Борис Рябинин "Чудеса в решете"