Продолжение темы о цивилизациях в истории развития

Сергей Оганесян
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ
МЕНТАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (часть 2)
Оганесян С.С.*
В пределах двух-трёх столетий можно говорить
о коренной смене ментальности основной
массы людей, относящих себя к тому или
иному этносу или народу. Так принято, например,
вычленять в Европейской историографии времена
Возрождения, Гуманизма, а затем и Просвещения
(Нового времени) с его культом человеческого разума,
прагматической направленностью жизнедеятельности
людей и отрицанием тех ментальных ценностей
и подходов к науке, которые были свойственны средневековому
«единобожию», опирающегося на безоговорочный
авторитет Библии и сочинения Аристотеля.
Достаточно напомнить рассуждение И.Канта:
«Доброе или злое всегда означает отношение к воле,
поскольку она определяется законом разума - делать
нечто своим объектом». Естественно, И.Кант ведёт
речь о человеческом разуме. [1, с. 383]
Как отмечают, например, исследователи ментальных
цивилизационных процессов, в массовом сознании
народов «войны, начиная с 19 века, между властителями
закончились и начались войны между народами».
[2, с. 33-48]
Это «сознание», кстати сказать, точно характеризует
ментальность народов, созревших для перехода
к цивилизации «научного самоуправления».
Ибо одной из важнейших черт данной цивилизации
можно назвать осознание внушительной частью
населения страны значимости и силы своего коллективного
разума и коллективной деятельности.
Отнюдь не случайно именно в эпоху «научного
самоуправления» наиважнейшие социальное значение
приобретают объединение граждан в партии
и прочие общественные организации и движения,
которые выражают мировоззренческие, идеологические,
экономические, социальные, юридические
и прочие воззрения и намерения определённой
части населения страны. Каждая партия, формируя
свою идеологию, представленную в предвыборной
социально-экономической программе, рассчитывает,
* Оганесян Сергей Саядович - доктор педагогических наук, профессор,
государственный советник РФ 1 класса, член экспертных советов
Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений
и религиозных организаций и Комитета Государственной Думы
по делам национальностей.
прежде всего, на определённую часть населения, на
свой электорат. Именно в открытом противоборстве
идеологических платформ партий и общественных
организаций сегодня происходит продвижение этносов
и народов по стратегическому пути их социально-
экономического и ментального развития.
На специфике цивилизационной ментальности
этносов отражаются не только мировоззренческие,
идеологические и прочие нормы, привнесённые
извне, но и, что не менее важно, географические,
природно-климатические, геополитические и прочие
условия их обитания, а также отстаивание народами
своей самобытности, суверенитета и собственных
государственных интересов. Например, в эпоху
«единобожия» каждый из народов, называющий
себя православным, имел вполне объяснимые специфические
особенности, как в обрядах поклонения
Единому Богу, так и в таинствах веры.
В частности, православные общины Грузии,
Греции, Молдавии, Сербии, России, Эфиопии и других
суверенных государств нельзя назвать зеркальным
отражением друг друга не только, например, по
облачениям священнослужителей, по архитектурным
особенностям монастырей и храмов, но и по сложившимся
обрядам поклонения Богу и, естественно, по
традициям быта народов. Ибо религиозные организации,
особенно в эпоху «единобожия», служат, как
правило, мировоззренческим инструментом управления
суверенными государствами, являясь важнейшим
способом идеологического воздействия на
сознание масс.
Весьма показательным, с этой точки зрения, можно
назвать пример современной суверенной Украины,
которая сразу же после распада СССР не только создала
свои собственные государственные институты,
прежде всего, законодательные, но и поставила
своей задачей отторгнуть «православную» паству
своей страны от влияния и «юрисдикции» Русской
Православной Церкви.
Из сказанного вполне закономерно вытекает
также то, что именно мировоззренческие и правовые
основы «единобожия» на продолжении тысячелетий
предопределявшие морально-нравственные
устои внушительной части землян, сегодня, в связи
№4 (123)
.ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ М |
ВЛАСТЬ КЩ
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ЧАСТЬ 2) политология
с развитием человечества и его неизбежным переходом
к новой цивилизации, устарели и вполне
закономерно подвергаются ревизии и пересматривается
в соответствии с требованиями нового времени.
Как, в своё время, на смену язычеству пришло
единобожие, а в самом единобожие на смену
законодательству и идеологии Торы пришёл Новый
Завет, а затем и Коран, утверждавший, что назначены
на «всякий временный предел - свои писания,
свои заветы, что мудростью Аллаха сочтены».
(Су ра13:38)
Интенсивное распространение «атеизма» среди
значительной части современного населения планеты,
даже в бывших странах со строгими религиозными
канонами (как, например, Испания и
Португалия) можно рассматривать как естественную
психологическую реакцию людей, связанную с
неизбежным отрицанием мировоззренческих и прочих
ценностей, свойственных предыдущей цивилизации.
Например, социологические опросы свидетельствуют,
что в России твёрдыми атеистами сегодня
называют себя 27,30 % населения, в Испании - 24%, в
Израиле - 25,60 %, в Нидерландах - 24,10% и т. д. [3]
Вспомним, что при переходе народов от цивилизации
«язычества» к «единобожию» в несравнимо более
жёстких формах и способах, чем в современном мире,
отрицались и низвергались все мировоззренческие
и морально-нравственные ценности «язычества».
Предавались смертной казни жрецы и шаманы, до
основания разрушались языческие капища, сжигались
идолы и истуканы, уничтожались «священные»
деревья и камни, предавались анафеме носители всякого
рода языческих амулетов, оберегов и т.д.
После высказанных замечаний, обратимся к сведениям,
изложенным в Священных Писаниях об основных
(именно основных) этапах ментального развитии
человечества. Однако без вычленения в них отдельных
подуровней (нередко весьма длительных по времени),
которые неизбежны в процессе вызревания
народов для перехода от одной ментальной цивилизации
к другой; поскольку это выходит за рамки,
поставленной перед нами задачи, и требует специального
рассмотрения.
Итак, Тора, Новый Завет и Коран солидарно
сообщают, что Единый Бог, создав человека по
Своему «образу и подобию», научив его названиям
«всего, что суще» и подчинив ему «ангелов небесных
», стал искать в сотворённом Им земном мире
«помощника» ему. Но, не найдя «соответственного
ему», Он создал из плоти (ребра) самого человека
помощника-жену ему. (Брейшит 1 Брейшит, 26,27;
Брейшит 2 Брейшит,18; Суры 2:29-35; 7:189) Затем,
протестировав, говоря современным языком, волевые
и прочие ментальные качества первых двух
землян, Бог был вынужден «изгнать» их из Рая.
Проверка была осуществлена с помощью категорического
запрета (под угрозой смерти) не только не
есть от плодов древа «познания добра и зла», но и
даже прикасаться к нему. Причём вряд ли случайно
Тора указывает, что это дерево росло посреди
Эдемского сада, и было «хорошо для еды и услада
оно для глаз, и вожделенно это дерево для развития
ума», т.е. Адаму и Еве было чем соблазниться.
(Брейшит 2 Брейшит,16; Брейшит 3 Брейшит, 6, 17;
Суры 2:36; 7:19 и др.)
Во всех трёх Писаниях цель изгнания Адама и
Евы из Рая указывается предельно ясно. За свою
безвольность и неподчинение указанию Бога в
процессе тяжкого («скорбного») земного труда
люди, произведённые от них, должны были в течение
времени, известного только Богу, приобрести
ментальный уровень, который позволил бы им
войти в «небесный мир» (Брейшит 3 Брейшит,17;
Суры 2:36-387;7: 19-27). Нельзя не обратить внимания
на то, что для получения (точнее, выведения)
людей с необходимыми ментальными характеристиками,
Единый Бог использовал те же методы,
приёмы и способы, которыми сегодня широко
пользуются все селекционеры мира. Он заложил
в Адама и Еву программу расширенного воспроизводства
в количестве, достаточном для проведения
успешной селекции их потомства. Причём,
согласно Писаниям, основным признаком, по которому
производилась селекция первобытных людей,
было качество их ментальности. Именно поэтому
Бог, с одной стороны, благословлял и размножал
как «звёзды неба и как песок на берегу моря»
людей праведных (Брейшит 22 Ваера;17), с другой
- безжалостно отсекал, уничтожая, те человеческие
особи и те сообщества людей, которые
не удовлетворяли Его по своим ментальным качествам
и свойствам. Это делалось, как ясно сообщают
Писания, для того, чтобы из состояния, приближённого
к животному миру по своей плоти и
ментальности (Брейшит 3 Брейшит,19), но отнюдь
не по своим потенциальным ментальным возможностям,
каковыми изначально являлись Адам и
Ева на момент их создания, их потомки достигли
уровня «духа животворящего», каковым является
Сам Бог, и стали как «Господь с неба». (1 Кор. 15:
45-54)
В подтверждении сказанного, обратим внимание
на слова Торы о том, что, когда «увидел Бог, что
велико зло человека на земле и что весь образ мыслей
сердца его зол во всякое время. И раскаялся Бог,
что создал человека на земле, и сожалел в сердце
своём. И сказал Бог: «Сотру человека, которого Я
сотворил, с лица земли, от человека до скота, до
гадов и до птиц небесных; ибо жалею Я, что создал
их». «Ноах же понравился Ему». (Брейшит 6 Брейшит;
5-8)
О том, какие черты Ноя понравились Единому Богу,
Тора сообщает предельно ясно: «Ноах, муж праведный,
был непорочнейшим в поколениях своих; пред
Всесильным ходил Ноах». (Брейшит 6 Ноах; 9)
Таким образом, лишь Ной из всех людей, размножившихся
на земле к этому периоду, «понравился»
ЩтПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ.
ВЛАСТЬ №4<123>
политология К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ЧАСТЬ 2)
Богу для того, чтобы произвести от него поколения
людей с надлежащими ментальными характеристиками.
(1 Пет.3:20) Об исключительной праведности
Ноя, на которого сошло «благоволение»
Аллаха (Единого Бога), напоминает и Коран. (Сура
11: 28-42)
Далее, Бог принимает судьбоносные для новой
генерации людей, произведённых от Ноя, решения.
В частности, Он решает «не судить» людей Своим
Духом «долго» и сократить дни их жизни на земле
до ста двадцати лет, поскольку, заметим, по словам
Бога, на тот момент они были «всего-навсего плоть».
(Брейшит 6 Брейшит; 3)
Именно через сокращение продолжительности
человеческой жизни Единый Бог, говоря современным
языком, ускорил процесс выведения нового
генотипа и психотипа (точнее, ментотипа) людей. Ибо
до потопа, согласно той же Торе, люди жили почти
под тысячу лет. (Брейшит 5 Брейшит; 1-32) Сам Ной
«родил» Шема, Хама и Йефета, когда ему было пятьсот
лет. (Брейшит 5 Брейшит; 1)
Итак, именно как «муж праведный» Ной явился
родоначальником новой генерации людей, которая
должна была, по замыслу Бога, собой «наполнить
всю землю». (Брейшит 9 Ноах, 2)
Весьма знаменательно, что именно этой генерации
Бог дал для еды принципиально новую для
людей пищу, сказав: «Всё движущееся, что живёт,
будет отдано вам для еды, как зелень травы даю вам
всё». (Брейшит 9 Ноах, 3) Дело в том, что всем поколениям
людей до Ноя была предназначена в пищу
лишь «всякая трава семеносная... и всякое дерево,
у которого плод древесный, семеносный». (Брейшит
1 Брейшит,29) Можно предположить, что Гевель
(Авель), будучи пастухом овец, употреблял в пищу
молоко овец, а не их мясо. (Брейшит 4 Брейшит 2-4)
Как и сегодня некоторые из общин, например, современной
Индии, употребляя молоко животных, не едят
их мяса.
Однако Бог не только позаботился о насыщении
«плоти» потомков Ноя всем «движущимся», но также
дал им два наиважнейших ментальных установления.
Первое, не есть «плоти, в которой есть ещё душа -
кровь» и, второе, не проливать крови человека, «ибо
по образу Всесильного» создан человек». (Брейшит
9 Ноах, 4- 6) Кстати, эти наставления вслед за Торой
напоминают людям Новый Завет и Коран. (Мф.5:48;
Ин.15:13,14| Суры 2:84; 5:32; 25:68 и др.)
Следующим судьбоносным для ментальности
человечества периодом, согласно всем трём
Писаниям, является внедрение в сознание людей
«единобожия». Оно началось с явления Единого Бога
Аврааму и Его повеление Своему избраннику оставить
отца-язычника и всех прочих родственников-
язычников и переселиться в земли, которые ему были
указаны Богом. (Брейшит12 Лех Леха,1-9, Суры 2:131;
9:114) Причём Писания не объясняют, как и почему
потомство Адама и Евы, вплоть до Авраама, оказалось
в язычестве. Они лишь повествуют о том, что
Создатель лишь изредка открывал себя через пророков
тем или иным народам, которые, однако, не
принимали «единобожия», поскольку ментально не
были готовы к нему. (Сура 7: 58-80) И лишь Авраам,
согласно Торе, Новому Завету и Корану, оказался способным
искренне поверить в существование незримого
всесильного Единого Бога, а также преданно
служить Ему, беспрекословно исполняя все Его указания,
вплоть до принесения в жертву Единому Богу
своего родного сына от Сары. (Брейшит 22 Ваера;
1-19; Иак.2:21-23; Суры 2:130; 11:69-74)
После испытания Авраама на верность, Творец
решил именно от него произвести потомство, которое
должно было стать носителем принципиально
новой ментальности для всего человечества.
Для этого Единый Бог избирает из потомков
Авраама его внука (от сына Исаака) Якова, нарекает
его после испытания новым именем Израиль и обещает
ему многочисленное потомство, которое Он
изберёт из всех остальных народов земли «народом
Себе». (Брейшит 32 Ваишлах, 9-13; Брейшит
35 Ваишлах,9-13) Всесильный Бог говорит Якову:
«Благословятся тобою и потомством твоим все племена
земли». (Брейшит 28 Ваецэ,13-16)
Здесь надо отметить чрезвычайно важный факт,
связанный с тем, что, начиная с сынов Якова-
Израиля, не отдельные личности, как ранее (Ной,
Авраам, Исмаил, Исаак, Яков), а целый народ избирается
Богом как носитель принципиально нового
мировосприятия и жизнедеятельности. Именно этот
народ должен был стать и стал распространителем
«единобожия» среди значительной части населения
нашей планеты, пребывающего в язычестве. Именно
поэтому Иисус Христос называет Своих соотечественников
«солью земли» и «светом миру». (Мф.5:13,14)
Коран, подтверждая сведения Торы и Нового
Завета, более чем ясно говорит о том, что Бог «возвысил
» именно потомков Авраама от его внука Якова-
Израиля «над прочим людом», а самого Авраама
сделал «имамом» (духовным наставником) для всех
народов земли. (Сура 2: 47)
Здесь нельзя также не обратить внимания на
весьма знаменательный для мировоззренческих
основ «единобожия» факт. Он связан с тем, что не от
двух братьев-близнецов, внуков Авраама от его сына
Исаака Единый Бог решил образовать единый народ,
которым будут «благословятся... племена земные»,
а только от одного из них - Якова, который именно
по ментальным характеристикам был удостоен
чести стать избранником Божьим. Ибо он «состязался
с ангелом и с людьми, и одолел». (Брейшит 32
Ваишлах,29) Причём народ, образованный от Якова-
Израиля, состоял из потомков его двенадцати сыновей,
которые имели матерей из разных сословий и
этносов. (Брейшит 35 Ваишлах,1-4,22; Брейшит 29
Ваецэ,29-35; Брейшит 38 Ваешев, 1-30; Бемидбар 31
Матот, 9-12 и др.)
Таким образом, в выборе «народа Себе» Единый
Бог руководствовался, прежде всего, ментальными
-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
№4<123) ВЛАСТЬ
К ВОПРОСУ О ПЕРИОДИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ЧАСТЬ 2) политология
характеристиками Своих избранников. Ибо именно
потенциальные ментальные качества позволяли
Якову-Израилю и его сынам стать носителями принципиально
нового мировосприятия и жизнедеятельности
и провозвестниками новой цивилизации, связанной
с «единобожием».
Следом, из потомков Авраама и Якова, Бог
избирает Моисея, с помощью которого ниспосылает
Тору, ставшую мировоззренческой и правовой
основой существования народа Израиля. А затем
пророками-посланниками Единого Бога, согласно
Новому Завету и Корану, также становятся прямые
потомки Авраама Иисус и Мухаммед. (Мф.1:1-7;
Лк.3:23-38; Сура 2:125-129) Первый из них пришёл
через полторы тысячи лет после Моисея с «благой
вестью» о существовании «Царствия Божьего на
небесах», куда попадут праведники вне зависимости
от своего этнического и сословного происхождения,
и с Новым Заветом от Единого Бога. Через
шестьсот лет после проповедей Иисуса посредством
Корана, переданного через Мухаммеда, эта
же весть подтверждается для многочисленных
арабских общин, являвшихся прямыми потомками
первенца Авраама, рождённого от рабыни Агари,
Исмаила. Они также встали на путь «единобожия»
и приняли Коран в качестве Священного Писания,
предопределившего не только их мировосприятие,
но правовые нормы существования. (Брейшит
25 Хаей Сара,12-18; Лк. 16:16; Ин.1:17; Суры 2:128;
21:85,86, 43:2-6 и др.)
Кстати сказать, вряд ли кто-либо подвергнет
сомнению сведения Торы, Нового Завета и Корана,
что именно через потомков Авраама (Якова, Моисея,
Иисуса Христа и Мухаммеда) человечество получило
принципиально новое мировосприятие и систему
правовой организации своей жизнедеятельности,
которые являются не плодом усилий человеческой
мысли, а были представлены пророками,
как ниспосланные свыше. Напомним строки Торы, в
которых Единый Бог в императивной форме наставляет
сынов Израиля:
«Соблюдайте же все установления Мои и все
законы Мои, и исполняйте их, дабы не исторгла
страна, в которую Я веду вас, чтобы жить вам в ней.
И не ходите по обычаям народа, который Я изгоняю
от вас; они всё это делали, и возгнушался Я ими».
(Ваикра 20 Кдошим: 22,23)
Следует обратить особое внимание на то, что
по свидетельству Писаний, когда люди (вначале
отдельное сообщества в лице народа Израиля) через
«соблазны, страдания и мучения» в «поте лица своего
» достигли надлежащего ментального уровня
развития, уже Сам Бог вручил через Своего пророка-
посланника (Моисея) на горе Синай (Сион) те сведения
о «добре и зле», за самовольное получение которых
были изгнаны из Эдемского Сада Адам и Ева.
(Брейшит 3 Брейшит; 19; Дварим 30 Мецавим 1-19;
Шмот 18 Итро, 19,20; Дварим 12 Ръэ,8-11; Дварим 17
Шофтим,8-13)
Затем Единый Бог передал сведения о «добре и
зле» через Иисуса Христа другим народам, созревшим
для принятия «единобожия». (Мф.28:18-20;
Мк.16:15) И, наконец, через Мухаммеда ниспослал
язычникам-арабам и другим народам, которые примут
Коран в качестве Божьего Послания, предписание
«добра ... и в этой жизни, и в далёкой». (Сура
2:31-33; 7:156; 14:24-27)
Ясно, что последние два Послания были ниспосланы
отнюдь не случайно в разные исторические
времена и разным народам. Ибо за истекшие после
ниспослания Торы тысячелетия изменились условия
жизнедеятельности людей, и необходимо было
с учётом велений нового времени скорректировать
мировоззренческие, идеологические и правовые
установки, которые были даны в первом Послании.
Достаточно напомнить упрёк Иисуса Христа духовным
наставникам иудеев, что, научившись предугадывать
погоду, они не могут распознать знамений
новых времён, требующих внесения изменений в
некоторые установления Торы. (Мф.16:1 -4)
Об этом же говорит и Коран, вещая, что через
Иисуса Единый Бог разрешил сынам Израиля то, что
ранее для них «запретным было». (Суры 3:2-4,48-50;
5:46) Ибо, согласно Корану, «Аллах Своим желанием
стирает (заветы прошлого, изжившие себя, и утверждает
(мудростью Своей те из Своих установлений, что
надлежит по строгости блюсти), - ведь у Него - Мать
Вечной Книги». (Сура 13: 39)
Вряд ли также кто-либо станет отрицать и тот
факт, что именно в эпоху «единобожия» с помощью
Торы, Библии и Корана произошло своеобразное
отчуждение мировоззренческих основ и законов
бытия от человеческой мысли и их сознания.
Законы были представлены как нормы и правила,
ниспосланные свыше и подлежащие безоговорочному
и безусловному исполнению, а неотвратимость
наказания за их нарушение была поставлена
в полную зависимость от воли Единого Бога, для
которого не существуют расовых, национальных
(этнических) различий между людьми, их происхождением,
социальным и материальным статусом,
полом и возрастом. Перед ниспосланным законом
были равны все: не только личности, но и целые
народы.
Именно таким образом в сознание людей внедрялось
понятие закона, как безусловной необходимости,
не зависящей от воли и устремлений, как
отдельных личностей, так и целых народов, и формировались
основы правосознания человечества.
Ибо, например, в Римской империи все законы создавались
людьми и применялись от имени граждан
(народа) и в угоду граждан Рима, и, естественно,
народ был всегда прав и не мог быть осуждён за свою
неправедность. [4]
В подтверждении сказанному приведём слова
Моисея, сказавшего своему народу о том, что Единый
Бог явился им с «пламенем закона для них». (Дварим
33 Браха; 2) Не менее знаменательно и то, что Коран
; ; т ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
4 * “ ВЛАСТЬ №4 (123)
-ПГ
ПОЛИТОЛОГИЯ К ВОПРОСУ о ПЕРИОДИЗАЦИИ МЕНТАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ЧАСТЬ 2)
представляет себя в качестве судебника. (Сура
13:37)
Прежде чем же кратко охарактеризовать цивилизационную
ступень «единобожия», с точки зрения
обеспечения ею последовательного перехода
к цивилизации «научного самоуправления», кратко
опишем ментальную эпоху, предшествовавшую ей.
Кстати сказать, то, что обязательно «окончатся времена
язычников» и наступит эпоха «единобожия»,
в Своё время чётко возвестил Иисус Христос, предсказывая,
что «Иерусалим будет попираем язычниками,
доколе не окончатся времена язычников».
(Як.21:24)
Надо сказать, что ни Тора, ни Новый Завет, и ни
Коран не выделяют и не классифицируют мировоззрения
язычников по типам и видам, как это
делают современные исследователи. Писания не
говорят, например, об анимизме, теротеизме, тотемизме,
фетишизме, шаманизме и пр. Они называют
всех тех, кто не верует в Единого Бога, язычниками,
многобожниками, поклонниками идолов и истуканов
и, соответственно, слугами дьявола. И это для
эпохи ниспослания Писаний вполне оправдано. Ибо
их основное предназначение состояло в том, чтобы
решительным образом оторвать людей от изжившей
себя ментальности, для внедрения более прогрессивной.
Как известно, вопрос, связанный с ментальностью
язычников, достаточно хорошо изучен не только
на примерах материальной культуры и письменных
источников, которые остались от древних людей, но и
по исследованиям мировосприятия современных нам
«дикарей», которые редко, но всё ещё встречаются в
разных уголках нашей планеты. Поэтому, не распространяясь
на описании специфических особенностей
ментальности различных групп язычников, отметим
лишь те черты, которые их объединяют, и следы которых
наш современник нередко может обнаружить
как у себя, так и окружающих его людей. Известно,
например, что все свои надежды на помощь и избавление
от недугов, страданий, страхов и бед язычники
связывали и связывают с множеством самых разных
видимых и невидимых божеств.
Хотя нередко в язычестве и присутствует представление
о верховном божестве, но, тем не менее,
предметом поклонения служат различные по форме
и назначению существующие реально или вымышленные
представители флоры и фауны, а также
видимые или невидимые природные явления и стихии,
нередко с самыми причудливыми их комбинациями.
Причём все свои божества язычники, как
правило, одухотворяют и персонифицируют, наделяя
их свойствами, характерами, страстями и желаниями,
которыми обладают сами. Нередко они мыслят
своё происхождение от тех или иных конкретных
животных или явлений природы. Например, древние
греки считали многих своих героев и «гениев» происходящими
от брачного союза гречанок с богами.
Боги же их, в свою очередь, были связаны с конкретными
стихиями и явлениями природы, которыми
они управляли.
Известно также, что весь жизненный уклад язычников
ориентировался на традиции и обычаи, которые
нередко веками складывались внутри рода и
племени, и которые регулировали взаимоотношения
как членов сообщества между собой, так и с
окружающими их миром (народами и с природой).
Отсюда у язычников культ почитания своих предков.
Предки служили олицетворением традиционности,
преемственности и стабильности взаимоотношений
между членами семьи и рода (между кровными
родственниками). Отсюда обособленность и даже
отчуждённость одних родов и племён от других
(нередко с общими этническими корнями и близко-
родственными языками). Ярчайшим примером этого
служат, употребляя современную терминологию,
«регионы» древней Эллады, которые вели самобытный
образ жизни и имели собственные законодательные
системы. Так, например, в Спарте законодательство,
учреждённое Ликургом, просуществовало
более восьмисот лет, в отличие от законодательства
Афин, которое за этот же период менялось великое
множество раз. [4]
Кроме того, каждый языческий род обычно имел
своих собственных богов, которые не почитались
другими родами и племенами. Хотя, надо сказать,
что язычники с лёгкостью принимали для поклонения
богов других родов и племён, считая их, к примеру,
богами той или иной местности (земли).
Что касается таких важнейших мировоззренческих
понятий, как «добро и зло», то представления
о них у язычников, как правило, складывались
исходя из личных нужд и желаний, а также
традиций социума, к которому они принадлежали.
Формулы поведения - «добро - то, что выгодно
лично мне, а также моей семье и роду» и, соответственно,
«зло - то, что вредит лично мне и близким
по крови» - самые характерные для ментальности
язычников.
Взаимоотношения язычников со своими богами
складывались, несмотря на сложность многих ритуалов
поклонения им, весьма просто. Богов необходимо
было задобрить дарами, приношениями и
жертвами (вплоть до принесения в жертву богам
людей), тогда они проявят к человеку, его семье и
роду, свою благосклонность и позволят им сделать
то, что они желают, или отвратят от них какую-либо
беду или болезнь.
Литература
1 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1963-1966. Т. 4.
2 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994, №1.
3 Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. - М.: Знание,1996.
4 Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой дека де Тита Ливия. О е
енном искусстве. М.: Мысль,1997.
№4 (123)
-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ
ВЛАСТЬ