Вечерняя школа и училище

Олег Намаконов
 
Это очень непростая история, как говорится - шутки в сторону. Я расскажу об учебе на два фронта, или о том, как закаляется характер, а также о том, как еврей математик раздвинул горизонты моих юношеских возможностей и мечтаний.  Расскажу о поступление во Владивостокский  Политехнический Институт, а также об  изгнании из студентов ВУЗа и зачислении студентом в Хабаровский Политехнический Институт.

Хорошо помню, как гурьбой мы вошли в наш  десятый класс вечерней школы, он действительно был заполнен чуть более половины, мы поздоровались и заняли свободные места. 

Не скрою, волнение присутствовало, но это волнение в большей мере было от  желания доказать  Зинаиде Петровне, что она была не права, отправляя нас из дневной школы - «кирпичи таскать».

Как сейчас помню,  я осмотрелся и вижу, что моложе нас в классе нет и подумал:
- Неужели эти взрослые тети и дяди больше меня помнят из школьной программы? 
- Как они могут нормально воспринимать учебный материал после тяжелого рабочего дня и их заботе, как одеть и накормить семью? 

Думая так, это меня несколько успокоило и подбодрило. Хотя не скрою, первые уроки по математике, где все было новое и непонятное меня сильно озадачили и даже ввели в некоторое смятение: справлюсь ли я, не переоценил ли свои возможности?

К счастью, нам с Михаилом сильно повезло, мы неожиданно попали в общежитие «Дальзавода» в студенческую среду. Политехнический институт направил своих студентов на преддипломную практику в заводские цеха. Одним из студентов был старший брат Михаила,  который нам и предложил занять его койка место, так как он в это время проживал у своей невесты.

Нас нисколечко не смущало, что придется спать «валетом» на одной кровати. Общежитие было значительно ближе к училищу, а главное мы были среди настоящих студентов, которых в комнате кроме нас еще было трое. 

У нас сразу появились добровольные консультанты и помощники по тригонометрии и логарифмам. Это помогло быстро проштудировать курс тригонометрии за девятый класс и логарифмы. Скажу прямо -  было нелегко.

Я практически ежедневно просиживал за учебниками до трех, а то и до пяти часов утра  дальше не мог уснуть, просто закрывал глаза, чтобы они могли немного отдохнуть. Хорошо, что в общежитии была учебная комната, где можно было жечь свет без ограничения и никто не мешал подготовке к занятиям.

Постепенно мы втянулись в спартанский режим учебы.  Утром после легкого завтрака бегом в училище, а возвращались в общежитие к пяти часам дня и снова  брали новые учебники и бегом на трамвае в вечернюю школу с которой возвращались  в двенадцать часов ночи и тут же садились за уроки, собрав всю волю в кулак и сидели до победного, изучая программу десятого класса по всем предметам. А вот наши сотоварищи по училищу, с которыми было заключено соглашение, не выдержали учебного напряжения и бросили вечернюю школу.

Когда подошло время выпускных экзаменов, к нам подошел директор вечерней школы и спросил, что будем делать со сдачей английского языка  занятия по которому были всего два месяца из-за отсутствия преподавателя? И предложил в аттестате указать: - "не аттестован".

Мы не согласились и решили, что будем сдавать все экзамены по учебной программе. Время сдачи экзаменов в училище за первый курс обучения и выпускных экзаменов в вечерней школе совпало. Особенно  трудновато было тогда, когда день сдачи экзаменов совпадал. 

В этот день обычно одна мысль сверлила мозг, как бы все успеть: сдал экзамен в училище, спешишь на экзамен в школу, или наоборот. Поэтому все экзамены были сданы на одном дыхании,  мы просто шли и сдавали. В итоге все  произошло, как в телепередаче - «очевидное и невероятное», я все экзамены сдал  отлично и  в училище и в вечерней школе.

После вручения нам «Аттестатов зрелости»  мы с учителями собрались в заводском кофе, чтобы отметить это важное событие. После того, как стороны обменялись взаимными словами благодарности ко мне подсел наш математик - еврей и сказал, что очень доволен моими результатами и очень рад, потому что такого в школе давно не было, чтобы ученик все экзамены сдал на пять и улыбаясь сказал:
- А мы с тобою почти родные? Я даже опешил и спросил:
- Как родные? На что он сказал:
- у тебя высокий лоб и у меня лоб во всю голову и носы у нас похожие, а это признаки больших возможностей, которыми наделила нас природа! Я тут же спросил его:
- А как с этим у Михаила, он тоже без троек сдал все экзамены.
- У него совершенно другой тип лица с необычно низким лбом и жесткими волосами, ему природой также много дано, но его мясистые большие губы говорят о его сладострастности, которая не позволит ему реализовать все его таланты.
- Я весь год за вами наблюдал. Вас было шестеро и по началу,  только ты был сильно расстроен, внимательно все слушал и записывал. Четверо из вас не продержались и двух месяцев покинули школу, а ты включил природное упорство, да еще и Михаила тянул, поэтому и такой результат. Я вас весь год не трогал, а вы сами к доске не вызывались, наверное, были причины?

Я ему сказал, что весомые причины были, мы с Михаилом перескочили через класс и действительно вначале было очень трудно, но Вы все хорошо объясняли и мы самостоятельно наверстали упущенное, поэтому постепенно разобрались и вошли в колею учебной программы, что и позволило успешно завершить учебный год.

- Вот видишь, я не ошибся, - сказал учитель, это матушка Природа творит чудеса, тебе нужно немедленно поступать в институт.
- А как же училище и армия? - спросил я.
- Нельзя терять время на продолжение учебы в училище и службу в армии, у тебя другое предназначение, такие, как ты, это штучный товар,- впервые в жизни я слышал слова признательности.

- Значит я не разгильдяй и авантюрист, а штучный товар? - не скрою, слышать  это было приятно. Учитель рекомендовал поступать  во Владивостокский Политехнический институт на факультет гидротехнического строительства и получить инженерную специальность по строительству плотин, мостов, дорог и жилых объектов, для будущей интересной жизни.

Наш математик упорно ставил  новые цели и задачи, которые нашли отклик в моей романтичной натуре и обещал помочь с подготовкой экзамена по математике, просил по пути в училище заходить к нему домой, где будет давать примеры и задачи для их решения.

Видимо мы уже хорошо расслабились и захмелели, поэтому я  обещал подумать о его предложении, и уже на второй день больше из любопытства, я зашел к своему математику, который  жил один с двумя мальчуганами. Он сразу усадил меня за стол и дал для решения два примера, я подумал и все решил. Продолжение повествования в материале "Идем проверять свои силы и знания"