Верещагин

Федор Головин
   НЕИЗВЕСТНАЯ СТРАНИЦА
   Из жизни выдающегося русского художника-баталиста – Василия Васильевича Верещагина погибшего при взрыве броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 года.

   Многие искусствоведы и биографы славно потрудились над биографией и творчеством великого художника, но мое внимание привлек небольшой пробел, где было сказано, что В.В. Верещагин после ухода из Академии художеств в середине 1863 года уехал на край света с неизвестным офицером.  Неизвестного офицера установить не удалось, но след художника обнаружился неожиданным образом в старинном селе Сокольи Горы (Соколка) расположенного при слиянии рек Вятка и Кама.
    Случилось это так.
    Прибыл в село по строительным делам, но когда работа была произведена, а командировка заканчивалась, попросил местного жителя Сергея Баботина ознакомить меня с окрестностями села и его историей. Экскурсия наша подходила к завершению, когда обратил внимание на заброшенное здание из отборных кондовых бревен почерневших от времени, но достаточно прочных, расположенное на вершине горы, от которой вела вниз каменная лестница.
    Спрашиваю:
    - Сережа, что это за здание?
    - Старая церковь! – Ответил спутник, намереваясь пройти мимо, но я его остановил.
    - Зайдем!
    Зашли. Увиденное меня поразило. Под нависшими прогнившими плахами потолка, с оштукатуренных известью  стен на нас смотрели фрески святых, словно жалуясь на свою судьбу.
Чем им помочь?
    Сергей направился домой, а я начал снимать на полароид все изображения с фресками и рисунки орнаментов.
    Многие подробности опустим, чтоб не отвлекаться от нашей темы.
    Над Алтарем лишь нижняя часть большой картины, на которой видны две пары ног в старинной обуви и  играющие дети, по низу картины идет надпись «Беседа Христа с Никодимом».
    Знакомство с храмом направило меня на поиск древних архивов в г. Казань.
    Документы нашлись.
    Там значилось, что Введенский храм села Сокольи Горы был построен в 1753 году. Расписан в 1860 годы. Придел Петра и Павла сделан в 1904 году. Сохранился чертеж. 
   Дальнейший поиск привел меня в село Омары к Федору Жаркову, у которого сохранились Казанские Епархиальные ведомости за 1900 год, с описанием храма и села Сокольи Горы.
    Просматривая работы Верещагина невольно обратил внимание на рисунок «Фигура в драпировке», в ней увидел сходство с фигурой мученицы Иулиты на  одной из фресок сокольского храма. Применил метод наложения рисунка и контуры совпали! Кроме этого обратим внимание на руки мученицы Иулиты, мы видим несоблюдение пропорций, что характерно для данного периода в  творчестве художника Верещагина. Колорит красок так же соответствует многим работам данного художника.
   На картине «Беседа Христа с Никодимом» видны играющие дети, данный факт не соответствует церковным канонам, так как из Библии мы знаем, что беседа Христа с Никодимом происходила тайно, где не могло быть свидетелей.
     При посещении храмов Мамадышского уезда архиепископом Казанским Арсением в 1900 году, он провел службу в селе Сокольи горы 31 июля. По окончанию службы архиепископ остановился перед картиной  и начал задавать вопросы своей пастве по теме изображенной на картине. Значит, он обратил внимание на несоответствие церковных канонов на изображении, но своих замечаний не высказал, удовлетворенный ответами на заданные вопросы.
   Напомню читателю о том, что художник В.В.Верещагин, при написании картин на церковную тематику нарушал церковные каноны и многие его картины были запрещены к широкому показу зрителям. Вспомните картину «Святое семейство» и другие.
    Пора подвести итог своих соображений.
    После поступления в петербургскую Академию художеств отец лишил его материальной помощи. Вынужденный добывать средства для жизни Василий уходит из Академии художеств в середине лета 1863 года и уезжает на «край света» со знакомым морским офицером, туда, где можно заработать.
   В этом же году расписан сокольский храм Введения Пресвятой Богородицы, в котором видна рука В.В.Верещагина, по манере написания, краскам и некоторыми недостатками свойственным  данному периоду в его творчестве.
    Заработав определенную сумму, Василий уезжает на Кавказ, где продолжает серьезную работу над самообразованием.

   Оставим прошлое в покое, перейдем к нынешним дням.
   Советские годы отлучали и отучали нас от религии, мало кто видит недостаток в картинах прошлого. Не будем осуждать Верещагина за несоблюдение канонов церкви, всё в прошлом. Нынешние реалии таковы, что вместо реставрации древнейшего православного храма построенного в Татарстане в годы правления Елизаветы Петровны,  построили храм в форме синагоги. В другом селе построили новую церковь с единственным  входом с южной стороны, такого не должно быть.

На фото: "Фигура в драпировке" - прообраз убиенной жены князя Вяземского Иулиты, канонизированной церковью.