В Круге первом и вокруг него-11

Сергей Вахрин
На фото: один из первых телевизоров СССР



«Великому Сталину, любимому вождю народов, от московских чекистов»


Осенью 1949 года умельцы “шарашки” сработали телевизор с большим (65 на 65 см) зеркальным экраном и дистанционным управлением в виде резиновой груши на шнурке. Его смонтировали в шкафу красного дерева, обшили синим бархатом; на серебряной пластинке выгравировали надпись: «Великому Сталину, любимому вождю народов, от московских чекистов».

А несколько месяцев спустя начали изготовлять нечто, ещё более роскошное, уже для “своего” министра Абакумова. К лету 1951 года был готов электронный комбайн, в котором сочетались широкоэкранный телевизор, радиола и магнитофон — по тем временам единственное в своем роде сооружение.

Его оформили едва ли не наряднее, чем подарок Сталину.
Смонтировать все это нужно было на месте установки. Ранним утром несколько мастеров-зеков, с разобранным на части комбайном, инструментом и приборами, погрузились в особый воронок и со спецконвоем отправились прямо на квартиру к Абакумову.

Они дотащили драгоценный груз до дверей. Но там шёл обыск. Уставшие за ночь оперативники не сразу сообразили, кто и зачем приехал, что за аппаратура. За двенадцать лет после Ежова они отвыкли арестовывать собственных министров.
Телерадиокомбайн остался так и неустановленным. Арестантам сурово приказали молчать, чтоб никому ни слова, ни полслова...

Так неожиданно закончилась служба всесильного министра госбезопасности Абакумова. Был арестован в июле 1951 года, расстрелян в декабре 1954 года. Даже и смерть Сталина не спасла его...

Был частично реалибитирован Военной коллегией Верховного суда в 1997 году. На совести Абакумова - немалое число преступлений против народа и социалистической законности.

После устранения Абакумова на “шарашке” началось “завинчивание гаек”; так, объявили, что впредь разрешается писать только ближайшим прямым родственникам — родителям, жене, детям или братьям, сестрам. Заключённые должны были представить оперуполномоченному списки адресатов, точно указав их возраст и место рождения (об этом сказано в романе). Так что, Солженицын несколько опередил события (что вполне допустимо в художественном произведении).

А эта история со злополучным станком, описанная автором романа?! Несколько зэков и вольных переносили старый токарный станок с верхнего этажа в подвал. На узкой лестнице тащили с трудом. Раза два оступались. Потом кто-то обнаружил в станине трещину. Шикин завел дело о вредительстве. Следствие тянулось месяца три.

Начальник “шарашки” отстоял двух участников переноски — отличных инженеров. Благодаря ему обошлось без суда. Другие носильщики были отправлены в карцер и затем - в режимные лагеря. Кого-то из вольных отчислили.
Вот тебе и станок 1916-го года выпуска...

Далее: пожилой профессор из заключённых плохо видел, просил сменить ему очки. Был обвинён Шикиным в саботаже, получил 25 суток карцера, был отправлен в лагерь строгого режима (на верную смерть)...

Но, как говорится, сколь верёвочке не виться... Зарвался Шикин. Однажды на проходной, обыскивая “вольную” уборщицу, он обнаружил у неё сельдь в банке, которую она намеревалась вынести с “шарашки”. Совместно с двумя надзирателями Шикин произвёл обыск в квартире уборщицы и обнаружил там немалое количество сельди. Шикин препроводил женщину в ближайшее отделение милиции и приказал арестовать её.

Но милиция отнеслась к предложению оперуполномоченного ГБ довольно скептически, более того, сообщили о самоуправстве новоявленного унтера Пришибеева по инстанции ... и уволили Шикина из органов - на радость “зэкам”.
А ведь тоже наверняка в годы "оттепели" называл себя "жертвой кровавого режима"...

В 1952 году стало известно, что заключённых со временем из института уберут. Каждый “вольный” получил распоряжение перенимать опыт у заключённых. И, действительно, после закрытия “шарашки” на базе Марфинской лаборатории был создан НИИ Автоматики со штатом в 700 человек.

В декабре 1952 г. происходила массовая зачистка “шарашки”, из 500 заключённых осталось 70, самых ценных. Был оставлен и Копелев. А в декабре 1953 года из “шарашки” вывезли последних заключённых.



Продолжение см.
http://www.proza.ru/2015/01/21/451