Долг и счастье

Екатерина Русина
По словам Аристотеля, правильность пути человека соразмерна тому, насколько он счастлив. Дословно «Правильность пути, по которому ты идешь, определяется тем, насколько ты счастлив, идя по нему».
Так ли это?
Из этой фразы стоит выделить две составляющих – определить, что есть счастье, и что означает «правильность пути»?
Проще ответить на вопрос о правильности Пути. Мне представляется тот Путь, который должен пройти конкретный человек для наработки необходимых ему навыков, приобретения нужных знаний.
Отсюда возникают другие вопросы: будет ли правильным путем человека – выполнение его долга?, будет ли человек счастлив, выполняя свой долг, или нет?
Прежде необходимо разобраться – что есть счастье? Проблему счастья и несчастья человечество пыталось решить с древнейших времен – в каждом философском и религиозном учении можно встретить обращение к этому вопросу. Аристотель в работе «Никомахова этика» определял счастье как «деятельность души в полноте добродетели», эпикурейцы понимали счастье как удовольствие, а дословно счастье в переводе с древнегреческого означало судьбу человека, которому покровительствуют Боги. Восточная философия разделяет счастье внутреннее, духовное и счастье внешнее, наносное, то есть такое, которое может быть достигнуто при использовании благ материального мира.
Все люди ищут счастья, и, осознанно или неосознанно, стремятся к нему. Универсального определения счастья не существует – каждый понимает счастье по-разному. Для одного человека это – спокойная, размеренная жизнь, для другого – непрерывные приключения. Те обстоятельства и явления, что составляют счастье одного, могут сделать другого крайне несчастным. Потому, определить и прочувствовать, что составляет собственно счастье, может каждый человек, умеющий понимать самого себя. Есть несколько вечных «НО», мешающих людям ощущать счастье. В нашем беспрерывно меняющемся мире счастье не может быть статичным, постоянным, для человеческого ощущения счастья непрерывно необходимо что-то новое, и, иногда – недостижимое. По достижении же цели, некоторые люди перестают ощущать счастье, могут чувствовать опустошение и иногда даже разочарование. Бывают случаи, что именно в такие моменты люди понимают, что были счастливы, когда стремились к цели. Здесь возникает другое «НО» - это привычка человека оценивать прошлое, а не настоящее. Люди не всегда чувствуют мгновение здесь и сейчас, и потому часто не могут понять настоящего счастья во всей его полноте. Понимание слишком часто приходит позже. В настоящем люди думают о будущем, и оценивают прошлое, но никак не могут сосредоточиться на «сейчас». Это также мешает человеку осознавать себя счастливым.
Помимо особенностей в восприятии счастья людьми, оно может быть двух видов – истинным и ложным.
Здесь необходимо отметить одну константу – человек, как существо божественного происхождения, всегда стремится к гармонии, добру и свету. Если принять это определение за догму, то, можно считать, что человек счастлив тогда, когда вокруг него царит добро. Это будет истинным счастьем, которое подразумевает гармонию человека с миром, познание людьми своей истинной природы, ощущение беспрерывной радости от этого знания, понимание законов бытия, и осознания их совершенства. Ложным счастьем будет кратковременное, мнимое удовольствие, за которым следует страдание, и иногда – раскаянье. Или же, ложным счастьем будет кратковременный экстаз. Такое ощущение вызывает всплеск эмоций, но оно не несет внутреннего спокойствия духа, не дает понимания, осознания, гармонии – то есть того, что дано человеку истинно счастливому. Такое ощущение ложного счастья характерно для людей, которые не могут понять своего истинного предназначения.
Есть и другие люди, программа которых изначально сбита некоторыми поступками, совершенными в прошлом, и нередко – с целью обретения счастья (например, самоубийство как уход от проблем). Сбой программы означает то, что человек, будучи именно человеком, чувствует свое счастье от причинения страдания, боли другим, совершения разрушений. Часто такой человек просто развязывает узлы своей наработанной кармы, накрепко завязывая новые, но при этом те действия, которые он совершает, будут его долгом. Долгом, соответствующим его природе. То есть кармическим долгом, который человек просто не может не выполнить. При этом человек может быть счастлив, принося страдания другим – ведь такова его «сбитая» некогда программа, иначе говоря – его правильный путь.
Это означает, что на вопрос: будет ли правильным путем человека – выполнение его долга? – можно ответить утвердительно.
Насколько индивидуально счастье для человека, настолько индивидуальны его представления о долге. Свой собственный долг каждый человек понимает в меру своей духовной, душевной, моральной развитости. Поэтому первый долг человека – это долг перед самим собой, и выполняет он его для себя, при этом познавая, раскрывая, реализуя себя. Как уже говорилось, в целом понятие долга очень близко к понятию кармы человека, и соответственно, к понятию правильного пути. Каков человек – таков и его долг, и он будет равен тому, что человек способен пережить и вынести. Поступки, совершаемые человеком, будут гармоничны его природе.
Но пока долг не будет выполнен, этап не будет пройден. Долг будет вновь возвращать человека на прежнее место, требуя выполнения, наставляя при этом его на правильный Путь.
Исполнение долга – это необходимость. Если человек осознает эту необходимость и действует в согласии с ней, исчезает страдание  и возникает удовольствие. Именно поэтому счастье и несчастье, страдание и удовольствие являются универсальными индикаторами, позволяющие каждому человеку точно определить, верно ли он осознает и исполняет свой долг, или иначе говоря, идет ли он правильным путем.
Выполняя свой долг, можно и нужно быть счастливым.
26.08.2011