Релакс на пляже

Аркадий Саранча
              Вы знаете, что такое штурманское счастье? Многие штурмана скажут, что это хорошая зарплата и полный куток рыбы. Конечно они правы – как я вообще могу спорить по поводу таких банальных вещей?  Но в конце шестимесячного рейса, когда ты на вахте в тёплый апрельский вечер и в открытые двери ходового мостика лёгкий бриз доносит едва различимый запах берега с красовавшегося неподалёку острова Симушир, судно лежит в дрейфе, а ты, отключившись от реальности  и подогреваемый, проникающими через иллюминатор лучами солнца, представляешь себя на крымском пляже, то понимаешь – вот оно счастье! Ты ощущаешь его тёплые лучи каждой клеточкой своего тела, которое расслабленно лежит на горячем песке и лёгкий накат  волны на берег никоим образом не раздражает тебя, а напротив наполняет твою уставшую душу опьяняющим и ни с чем не сравнимым состоянием покоя.

              Необходимо подчеркнуть, что это происходит не во время траления, когда твоё внимание занято работой и не в пасмурную погоду, когда вокруг всё тоскливо, а именно в дрейфе и при палящем солнце. И если к этому добавить прекрасную визуальную видимость и в каких-то трёх милях обрывистый берег острова Симушир, украшенный десятком экзотических водопадов, низвергающих расстаявшие снега с гор в морскую пучину, то ты понимаешь, что вечер удался и жизнь прекрасна.

              Итак, РТМ «Залив Корфа» лежит в дрейфе, так как его бункера переполнены кальмаром и улов из тралового кутка просто некуда выливать, а я балдею на вахте, так как мне просто нечего делать. Необходимо заметить, что в такую погоду все свободные от вахт моряки прутся на мостик с целью украсть у тебя хотя бы небольшую часть твоего счастья и поскольку капитан только что был, то логично было бы предположить, что скоро будет старпом.

В принципе он меняет меня на вахте в 24.00, но в такой вечер, как показывает практика, он никогда не упускает возможности поживиться чужим счастьем. Так и есть: только я об этом подумал, сразу загремели ступеньки трапа, ведущего на мостик, и меньше чем через минуту  я увидел улыбающегося старшего помощника капитана.

-Привет, Михалыч! – бодрый голос старшего помощника  Игоря Кирилловича  демонстрировал
                отличное расположение духа.
-Здорово, Кириллыч! – не смотря на то, что меня оторвали от пляжного  видения я, как всегда, 
                искренне рад старпому.               
Мы сним были одного возраста и как-то сразу с первых  дней  моего пребывания на судне нашли общий язык. Он слыл человеком бывалым,  исходил много морей  и даже лично был знаком с писателем Конецким. Последнее обстоятельство я ценил особенно  высоко.
-Какие новости? – старпом  по хозяйски начал расхаживать по мостику.
-С  десяток РТМ-ов  находкинского БАМРа  уже рванули к началу «грузинки», а в бухте Спасения на якоре пограничный сторожевик.
«Грузинка» - это путь, обозначенный точками на карте,  по которому суда занимались тралением донными тралами  с  севера на юг,  далее на свободном ходу опять бежали  на север и всё вновь повторялось  по кругу.
-Как у них уловы?
-Говорят, что плохо.
-Врут приморцы.
-Конечно врут.
Дело в том, что, если у кого-то и случался приличный улов он это  тщательно скрывал перед  другими.  Иначе на его  «дорогу» мгновенно слетятся любители лёгкой  наживы и выберут весь кальмар, а у штурманов целая проблема найти скопления этого молюска. Наука наш объект промысла  называет  особенно трогательно   – он принадлежит к отряду десятируких головоногих. И колеблются их размеры от 15 см до метра и более. Редкие метровые  гиганты, попавшие в наш трал, имели какую-то резиновую поверхность и ярко выраженные печальные глаза.
Старпом подошёл к иллюминатору левого борта.

              «А это, что за махина?» – от изумления  голос Кириллыча зазвучал металлом и он поднёс к глазам  бинокль. Я подошёл к иллюминатору и удивился не меньше  – милях в четырёх от нас на юг шёл огромный иностранный контейнеровоз. Он имел поистине гиганские размеры и был наверное около 30000 тонн водоизмещением.  Я посмотрел на наш плоттер – скорость контейнеровоза достигала 28 узлов. Поразительно! Их огромные транспортные суда бегают как наши военые скоростные корабли! Но дизеля на гражданских судах были тихоходными и не могли развивать таких скоростей , скорее всего я видел результат работы дизеля нового поколения.  Такое открытие меня просто сразило!

-MSC Kalina – по английски прочитал старпом название судна.
-У него большая  скорость! – я ещё раз перепроверил данные плоттера.
-А ещё несколько  рядов контейнеров на палубе и для их защиты удлинённый полубак!
- Впечатляет!
-Прибавь к этому около 16000 20-ти футовых контейнеров, половина  из которых находится в трюмах,  и вообще впечатлишься – писанулся своими знаниями Кириллыч.
Рядом с контейнеровозом проходил какой-то РТМ и каким  же было наше удивление, когда  поравнявшись с  бульбой иностранного судна  мы увидели, что РТМ с ней  почти одного размера! Бульба была в надводном состоянии и по обе её стороны стекали довольно обильные водопады, т.к. при  разрезании поверхности воды какую-то часть её захлёстывало наверх. Надстройка с ходовым  мостиком этого огромного, похожего на квадратный чемодан судна, была полностью заставлена контейнерами, что исключало штурманам  возможность  видеть куда плывёт контейнеровоз  и они практически шли только по радару.

                Я  стоял и замерев, смотрел на проходящий  мимо живой суперпример  прогрессивного судостроения.  Однако, что-то непонятное  беспокоило меня.  И  тут я словно очнулся от своего гипноза.
-Кириллыч, от нас до берега 3 мили  и  до него 4,  всего 7 миль – он же находится в наших территориальных водах!
-Я тоже об этом думаю- медленно проговорил старпом – пограничники молчат?
-Молчат.
-А ведь при таких размерах радаром можно обнаружить его чёрти откуда! Спят твои бывшие коллеги?
-Ну не знаю – в мои времена  за это бы не поздоровилось.
-И, что будем делать?
-Проверим боеготовность погранцов!
-Как?
-Очень просто.
Я взял микрофон УКВ-радиостанции и на 16-ом международном канале медленно и чётко произнёс: «В территориальных водах Российской Федерации полным ходом шпарит иностранный контейнеровоз  «MSC Kalina!». Надо сказать, что моя вахта – это вахта третьего помощника, которая ими несётся на всех судах в одно и тоже время. А в отличии от меня третьи помощники – это вчерашние выпускники мореходок, то есть ребята молодые, весёлые и словоохотливые. В принципе на это и был сделан мой расчёт. Не прошло и минуты как эфир буквально ожил.

-Так  «Вельбот» спит – вот иностранцы  и разбегались. 
-Ну спит и пусть себе дальше спит  человек – не будите его!
-А, что ему ещё делать?
«Вельбот» - это позывной пограничного корабля в радиоэфире. И вдруг в какой-то момент  он не просто проснулся, а загудел как растревоженный улей...
«Иностранное судно  на траверзе Симушира курсом на юг, ответьте  «Вельботу!» - прозвучал на  16-ом канале  почти спокойный голос вахтенного офицера. Через минуту. «Контейнеровоз в семи милях от  берега,курсом на юг  прошу на связь!» - это уже стальной голос командира корабля.  В эфире повисла  какая-то тяжесть. Третьи штурмана притихли.
- Контейнеровоз «МSC Kalina». Следуем из Ванкувера в Гонконг – на чистом русском языке
                отозвался штурман с иностранца.
-На каком основании нарушили государственную границу России?
-Ребята, Вам  вообще повезло, что я  на вахте. Иначе Вам просто бы не ответили – я
 единственный русский в экипаже – голос нашего соотечественника был полон возмущения – И не знаю я ни о какой границе:  мне капитан курс начертил  и  я по нему плыву.

-А где ты мореходку заканчивал?- внесли свой вклад в общее дело третьи штурмана.
-В  Новоросийске. А какая разница?
-Вот именно, что никакой – Вас  там, что не учили, что у нас территориальные воды – 12 миль?
-Надерите ему задницу, «Вельбот»! Чего с ним разговаривать?
-Внимание, MSC Kalina! Немедленно отверните влево и покиньте территориальные воды Российской Федерации! Иначе  Вы будете остановленны и досмотрены! – командир сторожевого корабля шутить не собирался.
-Я сейчас позову капитана – в голосе штурмана с иностранца прозвучала неуверенность.
Было видно, что на пограничном сторожевике запустили двигатели, а баковая группа начала выборку якоря. На корабле сыграли тревогу.

                Контейнеровоз  продолжал движение на юг  и  уже чётко просматривалась его корма. Вдруг в какой-то момент он отвернул градусов на сорок влево от своего курса  и начал выходить за пределы наших вод. Его капитан в эфире так и не появился и, судя по всему, делал взбучку своему нерадивому вахтенному помощнику, которого жизнь ещё не научила, что не следует нарушать государственную  границу. Сторожевик  в кратчайшее время снялся с якоря и, развив самый полный ход, помчался сопровождать  огромный удаляющийся силуэт «MSС  Kalina».

                Кириллыча вполне удовлетворило впечатление, полученное  от только, что просмотренного фильма о пограничниках, и он весело насвистывая спустился к себе в каюту. Осмотрев горизонт и проводив глазами, удаляющийся силуэт судна, неожиданно для самого себя я вновь почувствовал на лице  лёгкие лучи вечерного солнца  и  мысленно  перенёсся на далёкий  крымский пляж, пытаясь восстановить картины манящего юга с его тёплым  морем, горячим песком  и  до бела раскалённым  бескрайним небом...







Примечания  автора:

1. РТМ – рыболовный траулер морозильный.
2. Находкинский БАМР – база активного морского рыболовства в Находке.
3. 1 миля – 1852,3 метра.
4. 1 узел – 1 миля в час.
5. Плоттер – монитор радара, в  котором  совмещены  эхо-сигналы отражения объектов, навигационная карта, индикация GPS – приёмника и специализированный компьютер.
6. Траверз – перпендикуляр к борту судна.  Но на практике иногда говорят «На траверзе мыса такого-то» и т.д.
7. Баковая группа – группа, работающая на баке при постановках на якорь,  съёмках с якоря и швартовках.
8. Бак – носовая часть верхней палубы.
9. Полубак – часть палубы перед баком.