Человек без фамилии

Ульяна Третьяк
Очередная командировка, стук колес по и без того гудящим рельсам, скучные соседи на верхней полке, или еще хуже - пьяный пассажир. За сутки дороги в душном купе каждый становится философом или писателем, ну, а они... в очередной раз отправлялись исполнять свой долг.
 Алексей и его товарищ прогуливались по улицам незнакомого для них абхазского городка, смотрели местные достопримечательности. Они остановились у киоска, чтобы взять холодной воды. Жара, однако, большой и единственный недостаток этой местности. Хотя местные жители спокойно относятся к шалостям природы.
Вдруг, возле товарищей оказался маленький юркий мальчишка с босыми ногами, в рваной майке и старых выцветших шортах.
- Дяденьки военные, купите мне булочку.
Алексей протянул руку с деньгами и попросил плитку шоколада, а  товарищ присел на корточки и обратился к мальчугану.
- Ты откуда такой взялся?
- Я из детского дома сбежал. Там плохо, и няня всегда кричит на меня.
- И давно ты там?
- Неа, два месяца. Батю в тюрьму посадили, а мамка пьёт, живёт с отчимом. Вот меня и отдали.
- Тебя как зовут то?
- Стёпа.
- А фамилия, какая?
- Нет фамилии. Стёпка я.
Офицер  сначала смутился, а потом нашёл, что ответить:
- Вот так незадача, впервые оказаться за границей и встретить русского Степана.
Алексей задумался. Что лучше? Быть брошенным родителями-алкоголиками или вполне состоятельными, адекватными родителями?
Алексею Прохорову 21 год. Родители бросили его на шею бабушке, когда ему было два года, а сами уехали строить свою карьеру. Бабушка была уже старой, и воспитывал Лёшку старший брат. Когда наступило время идти в школу, брат уехал работать в большой город, а Алексея отдали в военный интернат. 10 лет казармы, бесплатных обедов и моральной каторги. Родители за весь период приезжали три раза. Не сказать, что он уж сильно их ждал. Кадет привык жить без их внимания и любви. Скорее он ждал самого праздника встречи, воздушных шариков и кафе-мороженого. А что еще нужно ребёнку от чужих людей.
В интернате на занятиях Алексея часто просили написать сочинение на темы: «Мои родители и я», «Моя семья», «Моя мама» и т.д. Здесь практически у всех  детей родители были военными. И каждый раз с наслаждением они рассказывали, как провели каникулы в компании мамы и папы. Сочинения Алёши были краткими и утвердительными. Однажды, в шестом классе его вызвали к доске и попросили зачитать написанное.
- У меня нет семьи и нет родителей, - сказал кадет, - мне нечего описывать.
- Как же так? У тебя же есть фамилия, отчество, а значит, есть и родители. Тем более, твои родители живы, просто уехали на время.
Кто-то из класса выкрикнул:
- Да они его бросили!
- У меня нет семьи, - повторил мальчик, - и нет родителей. Когда я вырасту - обязательно сменю фамилию и имя.

С тех пор прошло много лет. Алексей действительно сменил фамилию, место жительства и всю свою жизнь. Родители вспомнили о нём, когда ему было 19 лет, когда его жизнь была сложена, когда не  требовалась поддержка. Они свалились, как снег на голову, желая получить внимание ребёнка или что-то еще... «Да, Бог с ними, - думал Алексей, - Они все равно мои родители».

Это воспоминание пронеслось  в его голове за несколько секунд. Алексей снова просунул в окно киоска деньги и что-то попросил…. В ответ ему с улыбкой протянули кулёк со всякими сладостями и бутылку лимонада. Офицер  нагнулся к мальчишке, и протянул руки со своими покупками.
-Держи, малыш. Не забывай своих родителей. Они у тебя одни.

Мальчишка убежал, а товарищи, молча, пошли в сторону фонтана. Алексей тихо сказал:
- Воды так и не купили…               

                Апрель, 2010