Шура и Юра. Рассказ

Серафима Лежнева Голицына
   Эта история из жизни, я даже не стала менять имена героям этого рассказа.
 
   Много лет назад на берегу тёплого моря. Приехали друзья по институту, их пятеро, всем тридцатник, или около того. Дружили с первого курса, с "картошки", четыре парня и девушка. ВУЗ окончили серьёзный, одни точные науки, потому и девушек в группе было всего две, и обе не красавицы. Этой "пятёрке" было хорошо вместе, так и тусовались всё время вместо того, чтобы подыскивать себе пары.
   
   Тридцать лет - важный жизненный рубеж, пошли разговоры о том, что пора заводить семьи. Девушка Тома выше ребят ростом, худющая, угловатая. Ребята тоже не голливудские красавцы, но кто на это обращает внимание?

   На море поехали с прицелом: говорят, на курорте легче знакомиться с противоположным полом. В первый вечер в гостинице "отдохнули", святое дело: пили за то, чтобы каждый из них во время отпуска нашёл свою половинку.

   Впервые оказавшись на свободе (а все они жили в квартирах с  родителями), напились так сильно, что утром ничего не помнили. Тома точно знала, что провела эту ночь не в своём номере со случайной соседкой, а в номере с двумя закадычными друзьями, Шурой и Юрой, причём спали все на одной кровати. Судя по тому, что утром Тома обнаружила одежду не на себе, а на полу, похоже, что-то было. Но с кем? Она ничего не помнила. Проснувшись раньше ребят, которые тоже были в постели "без галстуков", Тома поспешила удалиться в свой номер, наскоро напялив на себя платье, остальную свою одёжку унесла в руках.

   Во время завтрака Шура, более смелый из двоих, ночевавших с девушкой в одном номере, подсел к Томе за её столик. Пятеро за один столик в столовой не помещались, поэтому всегда кто-то один сидел отдельно.

   - Нужно поговорить, - с заговорщицким видом негромко сказал он, наклоняясь к Томиному уху, - оторвись от ребят под каким-нибудь предлогом, жду тебя на диком пляже.

   Сидя на большом валуне около воды, Тома в купальнике, Щура в плавках, говорили друг с другом вопросами.

   - Что-нибудь помнишь из прошлой ночи?

   - Только, как пили все вместе. А ты?

   - Помнил бы, не стал бы спрашивать у тебя. Как ты думаешь, у нас что-то было?

   - Что было?

   - Сама знаешь, что. Так помнишь?

   - Нет. Ты думаешь, было?

   - Скорей всего. Что теперь собираешься делать?

   - А что мне делать?

   - Ты что, маленькая? А если ты забеременеешь?

   - От кого? - спросила Тома изменившимся голосом.

   - От меня. Юрка спал, как суслик, за это я ручаюсь.

   После обеда история повторилась с Юрой. Теперь он уединился с Томой для разговора. Вопросы и ответы совпали полностью, беседа закончилась тем, что Юра ручается головой: Шура спал всю ночь, а он, Юра, не спал, или поспал сначала, но потом вполне мог проснуться. Было понятно, что полной ясности по поводу прошедшей ночи не было и у Юры. Одно он помнил точно: спящего мертвецким сном своего закадычного друга.

   С каждым из двух друзей договорились соблюдать конспирацию, делать вид, что ничего (чего?) не произошло.

   Дальше - обычный отпуск на море, весь день на пляже с перерывами для питания, вечер на дискотеке, или в кафешке с музыкой.

   Приближался отъезд домой, когда оба друга снова по очереди вызвали Тому на переговоры. Компания всюду бывала вместе, и поговорить наедине было не просто.

   Длинноногая Тома, комплексующая на пляже из-за того, что у неё почти нет груди, призналась каждому из своих друзей, что есть причина для беспокойства, она уже несколько дней подозревает, что беременна, но узнавать точно, так это или не так, ещё рано. Оба друга сказали примерно одно и то же: "Я готов жениться, если ты залетела, другой девушки у меня всё равно нет, а тебя я по крайней мере хорошо знаю. Единственное сомнение в том, мой ли будет ребёнок."

   У Томы голова шла кругом. Она не помнила, кто с ней был той пьяной ночью, и боялась даже думать о том, что с ней в ту ночь могли быть оба друга. Юра, как мог, успокаивал её на этот счёт, говоря, что сам он выпил в ту ночь гораздо меньше, чем Шура, поэтому Шурка проспал до утра, а он сам, и это он смутно помнил, просыпался в ту ночь.

   Оставаясь наедине с Томой, Шура не отрицал, что напился в ту ночь в полный хлам. Но довольно убедительно повторял: "Посмотри на Юрку и на меня. Кто из нас двоих - орёл, а кто суслик?" Молчаливого и застенчивого Юру трудно было назвать орлом, но и сусликом Тома его не считала. Как говорится, заяц во хмелю опаснее, чем волк.

   Чтобы не заморочить себе голову совсем, Тома приняла решение: если не удаётся вспомнить, кто с ней был, и оба парня готовы жениться, надо выбрать из них того, кто больше подходит ей в качестве будущего мужа.

   Оставшиеся дни отпуска Тома сравнивала обоих друзей по разным параметрам: Шура - более энергичный и пробивной парень, старше остальных ребят на пару лет потому, что до института успел послужить в армии. Юра из тех мужчин, которые никогда свою жену не обидят ни словом, ни делом. Но Юрка рохля, всюду его надо таскать за собой на буксире. Шура, наоборот, инициативен, но бывает грубоват. Мысленно представив свою будущую свадебную фотографию, Тома подумала, что двухметровый баскетболист Шура рядом с ней, далеко не дюймовочкой, будет смотреться лучше, чем невысокий и уже с намечающимся брюшком, Юра.

   Тут нужно отметить одну немаловажную деталь. После отпуска Шура заметно активизировался. Приглашал Тому на прогулки, в кино, в театр, после работы частенько приходил к ней домой, и даже успел понравиться её родителям, которые уже давно твердили дочке о том, что пора выходить замуж. Пятеро друзей по-прежнему часто проводили вместе выходные, и Юра, заметив, что его друг постоянно вьётся около Томы, и она не противится этому, решил отойти в сторону, не мешать своему другу.

   Прошло немало лет. Из пятёрки институтских друзей только двое состояли в браке: Тома и Шура. Они поженились вскоре после той памятной поездки на юг, подрастала их дочка, миловидная, длинноногая, не похожая ни на папу, ни на маму. Теперь ребята собирались вместе всё реже, у всех были свои дела, работа. Как-то женатики, Тома и Шура, пригласили всю прежнюю компанию на день рождения дочери.

   Разговоры за столом неизбежно затрагивали тему семьи и брака. Неженатые парни отшучивались поговорками типа: "Если к сорока годам не женат, то жениться ещё рано". 

   У Томы и Шуры красиво и современно обставленная квартира, дача, машина. По тем временам - полный достаток.

   Шура и Юра пошли на балкон покурить.
   
   - Почему до сих пор не женат? - спросил Шура у друга.
   
   - Да кому я нужен? - улыбнулся Юра.

   - Не скажи, в нашем возрасте жениться легче, и девчонки на нас клюют, мы уже встали на ноги, имеем жизненный опыт, и нашим ровесницам уже выбирать не приходится, в наши годы все более-менее стоящие мужики разобраны в хорошие руки.  Это не о тебе. Ты мужик, что надо. Только будь смелее с дамским полом, женщины это любят. Слушай, у меня сейчас такая деваха!
 
   - Какая деваха? - удивился Юра. - Ты что, изменяешь Томке?

   - Ну какая это измена, - усмехнулся Шура, закуривая следующую сигарету, - одна физиология. Томка у меня не слишком падкая на это дело, вот и приходится набирать очки на стороне. Жёнушка моя всё чаще молчит, как будто думает о чём-то. О чём она всё время думает? Уже устал решать эту задачку.

   Когда стали заводить музыку на проигрывателе, Тома пригласила на танец Юру. Медленно топтались на одном месте, заговорили уже посредине танца, ближе к концу.

   - Всё один?
   
   - Как видишь.

   - Почему не женишься? Неужели за столько лет не встретилась подходящая девушка?

   - Честно?

   - Давай, - сказала Тома, глядя немного сверху в глаза невысокого Юры.

   - После того отпуска на море я думал, что мы с тобой поженимся. Всерьёз строил планы, и ребёнок уже был, как говорится, в проекте.

   - Я этого не знала, - с сожалением сказала Тома, - хоть бы намекнул тогда, что ты...

   - Я не только намекал, но и предлагал руку и сердце. Забыла?

   - Помню. Но ты делал предложение так ненавязчиво. Я и не думала, что для тебя это важно.

   - Не люблю быть навязчивым, - сказал Юра. Танец закончился, и он пошёл вслед за Томой в кухню, пора было ставить на газ чайник и доставать из холодильника торт. Кроме того, разговор был важным для обоих, и они его не закончили.

   - Как жаль... - неизвестно о чём сказала Тома.

   - Что жаль? Что ты тогда не сказала мне "да"? Кстати, как у вас с Шурой, всё в порядке?

   - Даже не знаю, вроде всё нормально, но...

   - Что это значит?
 
   - А то значит, что живём мы каждый сам по себе, ни общих интересов, ни особых чувств нет. День прошёл, и ладно. Всё чаще кажется, что мы до сих пор вместе только из-за дочки. Не хочется, чтобы ребёнок рос без отца.

   - Я думал, у вас всё тип-топ.

   - Надо было мне выходить замуж за тебя, - сказала Тома, - погорячилась я тогда. Я ведь знала, что ты спокойный, верный, надёжный. Шурка не такой, всё время бегает по бабам, по девчонкам. Они даже домой ему звонят. Делаю вид, что не замечаю. Не хочется скандалить, а очень грустно бывает от того, что жизнь проходит мимо, а ни любви, ни радости в ней нет.

   - Хочешь, мы всё с тобой переиграем?, - спросил Юра, он даже разрумянился от волнения, - уходи от Шурки, я недавно получил от работы однокомнатную квартиру. Мы с тобой будем жить совсем по-другому.

   - Нет, Юрочка, уже поздно что-то менять. Привычка, достаток, дочка любит Шуру, а он - её.

   - Ну, как знаешь, - сказал Юра, и вышел с кухни. Больше в тот вечер он не подходил к Томе.

   Гости ушли. Дочка спала в своей комнате, Тома намывала в кухне посуду после гостей.

   Шура лежал на диване в спальне, новенький красный телефонный аппарат стоял у него на груди. Прижимал одной рукой к уху трубку телефона. Потом засмеялся:

   - Дурочка! Если у тебя это случилось, то не от меня. Вспоминай, с кем ещё была в этот месяц. Почему я уверен? Объясню. У меня не может быть детей. Облучился в армии, когда служил на подводной лодке. Дочка? Дочка есть, но не от меня. Да, точно знаю, и меня это устраивает. Почему? Да очень просто. Когда мы с женой решили провериться оба на предмет возможности иметь детей, оказалось, что у жены всё в порядке, а у меня - нет. Жена этого не знает. Хочет второго ребёнка, и не может понять, почему не беременеет. Тут ты не права. Расклад простой: кому я, бесплодный мужик, нужен в мужья? Тебе нужен? Тоже нет? Вот видишь. А у меня семья уже есть, и неплохая семья, и дочку я свою люблю. А если мне чего-то не хватает, то вашего брата, девчонок, на мой век хватит.

   Юра шёл от метро пешком. Хотелось проветрить голову, подумать обо всём. Было немного грустно. Уже сорок, и один, всегда один в своей новенькой квартире. Позавидовал сегодня ребятам, у них такая славная дочурка. "Мне бы такую дочку...", - подумал он, отпирая ключом дверь своей пустой и тихой квартиры.