Структурные ловушки для самородковых гнезд

Вячеслав Богданович
На известных золоторудных месторождениях, в кварцевых жилах,  распределение золота имеет линейно-дискретный характер.    Примерно половина запасов с низкими содержаниями приурочена к линейным структурам, другая половина – к локальным золоторудным столбам с ураганными содержаниями, в пределах этих линейных структур.  Как правило, золоторудный кварцево-жильный объект без известных золоторудных столбов на ранних стадиях изучения получает отрицательную оценку.
Геологи, как их учат, разбивают изучение объекта на стадии – поисковая, поисково-оценочная, предварительная разведка, детальная разведка. На каждой стадии намечается свой объект изучения – потенциально-золоторудное поле, рудоконтролирующие структуры, рудовмещающие, отдельные рудные тела.  И только на последнем этапе (может быть), если руки доходят, начинают искать золоторудные столбы. Методически это все верно, только результат от таких поисков обычно нулевой.
Старатели и проспекторы во всем мире все делают наоборот – сначала выходят на золоторудные столбы (самородковые гнезда), а потом уже начинают разбираться – что же они нашли? 
Вообще искать кварцевые жилы относительно просто, в сравнении с другими типами золотого  оруденения.  Кварц очень плохо поддается процессам выветривания.  Кварцевые жилы в виде коренных выходов можно наблюдать в русле или бортах ручьев, на склонах, водоразделах.  Даже если кварцевая жила расположена под почвенно-растительным слоем, она находится на небольшой глубине, полметра или на глубине штыка лопаты, в то время как коренные вмещающие породы можно вскрыть в канаве на глубине 2-3 метров.
На первом этапе изучения перспективного участка большое значение имеет  определение простирания    рудовмещающих структур.  В любом учебнике по поисковым работам  написано, что при поисках золота профили должны располагаться вкрест простирания рудных  зон.   Это что-то вроде аксиомы.   Часто происходит так: профили идут в одном направлении, а канавы и линии скважин расположены к ним под углом, или вообще перпендикулярно. Это означает, что на стадии проектирования геологи ошиблись в определении простирания золоторудных зон. Иногда оказывается, что очевидное простирание золоторудной минерализации связано с  рудоконтролирующими структурами, а рудовмещающие зоны идут в совсем другом направлении.
Вопрос в том, как определить простирание золоторудных зон на конкретном поисковом участке на начальном этапе, когда самих рудных тел еще нет в  наличии?   
Один из методов определения простирания рудовмещающих структур – линейная продуктивность отработанных россыпей золота (если имеется такая информация). В первом приближении речная сеть отражает простирание основных структур. Когда россыпь золота совпадает с простиранием золоторудных тел -  наблюдаются максимальные равномерные содержания и наибольшая линейная продуктивность золота. Если в пределах россыпи наблюдаются пустые интервалы и очень богатые участки – рудные зоны являются секущими по отношению к россыпям.
Также очень важным моментом для определения простирания  и поисков коренных источников является информация о крупности золота по всей длине отработанной россыпи. Крупное золото и самородки  практически не переносятся от коренного источника, и если они прослеживаются на большом расстоянии – значит, долина ручья проходит по простиранию золоторудных тел.
Пояснить сказанное можно на конкретном примере – западная часть Дамбукинского золотоносного  района.  Большинство геологов считает, что «преобладающее простирание главных рудовмещающих разломов северо-западное», в соответствии с простиранием основных структур и золотого оруденения.  Когда на одном из поисковых участков провели глубокое бурение,  20 скважин по 100м, рудные тела оказались приурочены к северо-восточным структурам.  Максимальная линейная продуктивность россыпей золота и самородки  также приурочены к участкам долин северо-восточного простирания.
Золоторудная минерализация Дамбукинского района проявилась в течение двух минерагенических этапов – раннепротерозойского и мезозойского (меловая стадия).  Для раннепротерозойского минерагенического этапа характерно относительно мелкое высокопробное золото, связь с  северо-западными структурами и интрузиями основных пород.  Мезозойская эпоха тектоно-магматической активизации проявлена в основном в северо-восточных структурах,  связана с мелкими телами гранитоидов с вкрапленностью сульфидов. Для нее характерно низкопробное светло-желтое золото, наличие большого количества самородков.
В большинстве случаев раннепротерозойская и мезозойская минерагенические эпохи проявлены совместно на одних участках, при различном простирании рудовмещающих структур. Золоторудные столбы приурочены к участкам максимального числа стадий минералообразования, то-есть северо-западных и северо-восточных структур. 
 Места пересечения этих структур являются структурными ловушками для золоторудных столбов и должны оцениваться на самых ранних стадиях поисковых работ.
В Дамбукинском рудном районе отрабатывалась зона окисления золоторудных столбов (Золотая Гора, Успеновское и др.)  Это типичная зона вторичного золотого обогащения, которая должна оцениваться отдельно от первичных руд.  Сульфиды в зоне окисления полностью разложены.  Продукты окисления  в виде охристой сыпучки с богатым золотом и самородками накапливались в полостях, образуя линзы и карманы. Содержания золота в окисленных рудах по сравнению с первичными возрастают  в сотни раз. Есть примеры, когда в канавах содержания были 100-200 г/т, а в глубоких скважинах 1-2 г/ т.