Романовы-Смирновы

Сергей Бурлаченко
        В 2013 году режиссёр-документалист Алексей Пищулин снял по заказу продюсерской компании «Православная энциклопедия» 12-серийный фильм «Династия» о правивших в XVII-XX вв. в России представителях царской фамилии Романовых. Возможно, руководство канала ТВЦ, начавшее показ сериала в январе 2015 года, посчитало, что пришло время поговорить с нами о власти избранников Божьих наиболее доступным для своих зрителей земным языком?

        История - предмет смотрибельный. Кино любит погружаться в былое и разыгрывать перед нами «истории» про историю. Когда речь идёт о документированных фактах, очень важно придумать «историю» появления этих документов на экране. Ясно, что студенты посещают лекции и сидят в библиотеках. А зрителям нужна интрига. Поэтому для документального сериала его авторы добавили к двум «историям», уже имеющимся в фильме: собственно архивам и съёмкам исторических объектов (кладбищ, церквей, царских палат) - третью «историю», дуэт рассказчиков, причём, династически связанных. Вот как это звучит в интернет-анонсе документального сериала «Династия». «Главной же задачей авторов сериала можно считать то, что они попытались рассказать зрителям трёхсотлетнюю историю популярно и живо, "по-семейному", без архивной пыли./…/ Наверное, поэтому историю династии Романовых рассказывают в фильме представители другой династии, Смирновых: отец, Андрей Смирнов, создатель легендарного "Белорусского вокзала", и его сын, начинающий режиссёр Алексей».

        Итак, сын сидит с ноутбуком и пишет реферат по истории для института, а папа, видя, что отпрыск делает это с холодным носом, заставляет его увлечься и вспыхнуть неподдельным интересом, погружаясь в историю Романовых.

        Актёр - старший Смирнов проделывает всё это отработанными приёмами, которые мы видели в ролях Ивана Бунина («Дневник его жены»), Александра II («Господа присяжные»), конструктора ракетных систем Хрусталёва («Оттепель») etc. Его арсенал: спокойствие на грани равнодушия, назидательность вперемешку с раздражительностью, превосходство с изрядной долей цинизма. Образ сына-студента, созданный реальным сыном-режиссёром: наивность, доверчивость, восхищение. Отец знает всё, сын практически ничего. А. Пищулин усиливает это исходное условие драматургической завязки настолько жёстко, что мы видим, в некотором смысле, встречу землянина и инопланетянина. Впрочем, рассуждать об уровне художественных изобретений наших киношников бессмысленно. Лично мне хочется от этого уклониться, ограничившись толерантной фразой - дело вкуса. В смысле, зачем обсуждать взгляды мясоеда и вегетарианца?

        Вот с историей дело обстоит куда интереснее.
      
        Первая серия, показанная ТВЦ 20 января, называлась «Династия. Самозванцы».  Нам рассказали о крахе царской власти в лице Федора Иоанновича в 1591 году, начавшегося с убийства в Угличе юного царевича Димитрия, о страшных перипетиях борьбы за власть, о Лжедмитриях, о Семибоярщине, о поляках в московском Кремле, о Минине и Пожарском, о Народном ополчении и о том, как Смутное время кончилось в 1613 году избранием на царство 16-летнего Михаила Романова, ставшего первым в династии Романовых, правивших империей почти 300 лет. Фраза одного из русских царей, использованная в фильме: «Не я выбрал эту работу, она меня выбрала!» - прозвучала афористично и с намёком на политическую метафизику. Видимо, тот, кто правит Россией, всегда нужен ей позарез - царь он, самозванец, преступник, вождь мирового пролетариата, тиран или законопослушный гражданин.
 
        «А что было дальше?» - спрашивает Смирнов-младший. «Пойду выпью чаю», - отвечает Смирнов-старший.  Собственно, дальше страной стали править Романовы. И по странной задумке г-на Пищулина и ТВЦ история одной династии стала равнозначна «истории» династии другой.

        Извините, зачем?