Каратист

Вождь Вольный Ворон
   Его зовут Антанас. 62 года, вильнюсец, долго жил на Дальнем Востоке.
   Мы познакомились недавно. Я был в гостях у одного приятеля, отдыхали в баньке, пили пиво, окунались в бассейн. Антанас тоже попал туда случайно, через своего знакомого.
   Меня сразу же привлекли его руки. Какие руки – настоящие копыта. Две ударных костяшки на его кулаках были выпуклые, грубые, их покрывала огромная костная мозоль. Сами кулаки тоже впечатляющие, а предплечье толстое, особенно запястье.
   Антанас занимается каратэ с 73 года. Уже более сорока лет. Каким стилем? Он сказал, что это особый стиль, сказал с иронией. Этот стиль есть знаменитое советское каратэ. Совьет каратэ. Я спросил, есть ли у него чёрный пояс, сертификаты о данах. Он усмехнулся. Наверное, какой-то пояс у меня есть, ответил, но я не разобрал его цвета, плоховато вижу в потёмках, староват стал.
   И он и я ходили в море. Рыбаками. Он в «Дальрыбе», а я, наоборот, в «Запрыбе». Он гораздо дольше меня был рыбачком. Там, говорит, и начал заниматься у одного приятеля-корейца по фамилии Пак. Он был тёртым калачом и сильным каратэкой.
   Антанас среднего роста и веса. Весит 84 кг, сам проверял на весах. Он лысый, остатки волос бреет наголо, лоб у него квадратный, а характер спокойный. Флегматический сангвиник, есть и такие. С особым чувством юмора. Философ. Не курит и не курил никогда, а вот выпить может, но строго в пределах нормы.
   Дрался, его спрашиваю? Как часто?
   Отвечает, что сначала дрался довольно часто. Но когда понял, что может в одиночку противостоять целой группе противников, перестал это делать. Каратэ опасное оружие, и его применение может быть приравнено к применению просто оружия.
   Мы малость поспарринговали. Несмотря на мои 112 кг, мне пришлось туговато. Особенно когда Антанас бил меня по животу. Удары у него особые, бьёт как будто лениво, а волна идёт аж до самого нутряного дна. Представляю, что бы со мной было, если бы он бил на полную катушку. Удары неимоверно быстрые. Каратэ, говорит Антанас, это молниеносный бой. Иногда пару секунд всего, или даже один миг. Там всё решают мгновения.
   Антанас встречался и с чернопоясниками. Встречался, по его словам, много раз. Проиграл всего два раза. И то, это были русские, а не японцы. Японцы слишком формально подходят к тренировке, они предсказуемы и стандартны. Русские – импровизаторы. Это очень опасные бойцы.
   Против боксёра Антанас действует так: специально охотится за его руками и жёсткими травмирующими блоками буквально отбивает их. А потом сразу же бьёт по голове, причём открытой перчаткой, ударом кошки. И всё, ку-ку. Также боксёры не очень хорошо держат удары по корпусу. Это если их бить без перчаток. Не та набивка. Против борцов тактика немного другая. Их, по словам Антанаса, надо бить по ногам, и опять же наотмашь руками по голове. Классические боксёрские удары против них не столь эффективны – только когда подставятся.
   И всё же стиль боя у Антанаса  есть. Это некоторое смешение киокушина и годзю-рю, стилей исключительно жёстких. Шотоканцев и всяческих бесконтактников Антанас называет «дрыщами». Ну, ему видней. По его словам, он легко справлялся на спаррингах с этими ребятами.
   Сейчас Антанас тренируется дома. Бьёт по макиварам, по бетонной стене, по камню-валунчику, который лежит у него под рукой в квартире. Много работает на силу с гирями, с тяжёлой кувалдой, со стульями – для предплечий. Делает ката и растяжки. Отжимается и подтягивается на кимоно.
   Поспарринговать ему теперь практически не с кем. Не с молодыми же. А старики кто помер, кто бросил, кто уехал. Да и в Литве совьет-каратистов почти что нет. Антанас жалеет, что приехал в Литву. Надо было остаться во Владике, говорит, там мне всё ближе, а тут тоска. Но и самостоятельные занятия много чего дают. Тело у Антанаса сбитое, не рельефное, но здоровое на вид. Вообще, каратэ это стиль самой жизни.
   Антанас сказал интересную фразу, практически афоризм. Я его даже записал, чтоб не забыть. Он сказал, что « каратэ помогает ему держать стрелку воли на шкале жизни не слишком далеко от отметки Мужество»
   Здорово сказал. Молодец. Это правильно. Это кстати относится и к другим единоборствам тоже. Не только к каратэ.
   Ну а когда последний раз дрался, спрашиваю его?
   Отвечает, что не дрался пропасть сколько лет, но месяц назад в декабре прошлого года пришлось вспомнить навыки. Дело было так. Антанас проводил родственника на поезд. Возвращается домой по перрону. Впереди идёт пожилая женщина с ребёнком, девочкой лет пяти. Они проходят мимо скамейки, на которой какая-то молодёжная компанэ громко орала и выясняла отношения. Ну что, прошли их, идут, идут, и тут вдруг сзади топот и крики. Мимо Антанаса пронёсся какой-то парень, а за ним вся компанэ из четырёх человек. Один из этой группы с силой толкнул его в спину. Видимо, Антанас ему мешал. Было мокро, скользко, Антанас вынужден был сделать вперёд два шага и чуть не упал. Зато упала девочка, которую он ударил плечом. Эти лоси пробежали мимо, Старушка начала их ругать, девчонка плакать, а Антанас её успокаивать.
   Но он затаил на этих хулиганов зло.
   Парня они не догнали. Возвращаются назад. Антанас перегораживает им дорогу и начинает по-пенсионерски их корить. Они чуть поддавши, злые, отвечают ему не очень ласково, с элементами русского мата, хотя сами литовцы. Один, видно вожак, ладонью пытается закрыть пасть «старикашке» и оттолкнуть его к чертям с дороги.
   Но тут же падает мордой вперёд. Антанас «клюшкой» или оттопыренным запястьем бьёт ему по печени слева. Мимолётная немая сцена, после которой на старикашку нападают сразу двое, причём один бьёт его ногой в пах. В пах он не попадает, но зато в его пах попадает Антанас. Он протягивает другого парнишу вперёд, а любителю ножного боя, перехватив его ногу, отбивает сначала надкостницу костяшками пальцев, а потом пятернёй делает ему ударный массаж промежности. «Чтобы он не озабачивался насчёт секса в этот день», как сказал Антанас.
   Короче, оба уже на асфальте. Третьего старичок перехватывает, когда тот хочет убежать и несколько раз хлещет его по заднице расслабленной ладошечкой. Это очень больно. Тот орёт.
   Четвёртый загодя сделал оттуда ноги.
   Короче, бой длился секунды. Три-ноль в пользу старого каратэки!
  Самое смешное, что та тётка вдруг начала стыдить Антанаса, что дескать как же так можно. Антанас это проигнорировал и ушёл не попрощавшись. Он говорит, что это вполне нормальная обывательская реакция.
   Я попросил у Антанаса, а как он посмотрит, если я отображу его подвиги в коротком произведении. Ну что, сказал он, пиши. Только не забывай одну штуку. В наше время развелось на столько же больше писателей, на сколько сократилось читателей.  Если раньше был сепаратор в виде цензуры, и мы гарантированно потребляли печатную сметанку, то теперь это вполне жидкое молочко. Даже жиденькое.
   С этим я согласился на все сто десять процентов.
   Но всё-таки про старого каратэку чирканул малость. Личность ведь неординарная. «Ошмёток старого каратэ». Это слова самого героя. И ему тут видней.