О бедной рекламе

Евдокия Морозова
Одна из примет сегодняшнего дня – обилие всякого рода рекламы. Реклама  нас, можно сказать, достала. Без приглашения, без разрешения врывается в дом с телеэкранов, из приёмников и почтовых ящиков. Но если приёмники можно выключить, а горы макулатуры из почтовых ящиков выбросить, не глядя, то многометровые щиты и полотнища на улицах не снимешь, а световые экраны на площадях не отключишь. Так и лезет в глаза и уши осточертевшее «Купи, возьми, получи в подарок! Радуйся, пей, жуй, хрусти, наслаждайся! Лечись!

Рекламный беспредел изуродовал центральные улицы и площади городов. Реклама загораживает архитектуру, снижает видимость и ограничивает обзор. Какую полезную информацию несут гигантские слова на транспаранте: «кухни, золото, колготки» на максимально оживлённом проспекте города? Или рекламодатель наивно полагает, что автолюбитель или водитель маршрутки свернёт по указанной стрелке за колготками? Сомнительно. А вот врезаться в столб или стать участником аварии – ближе к истине, потому что автодорожные знаки утонули в переизбытке ненужной информации и выловить их может лишь очень зоркий водитель-виртуоз.

Почему ни архитекторы мэрии, ни руководство ГИБДД, ни депутаты не бьют тревогу, не ограничивают хотя бы размеры, расцветки и количество рекламной продукции?
С ностальгией вспоминается облик наших древних городов, когда внимание к себе приковывали только афиши театральных постановок и кинофильмов…

Мы ведь  не против информации о новых товарах и услугах. Есть отличные ролики, где красивые люди приятным голосом рассказывают о новых окнах, товарах для детей, велосипедах…   Всё хорошо в меру! А если без меры, то мы уже никогда не приобретём себе «нестарин», «жизнедар», «долголет». Не закажем  «чудо-средство» с доставкой на дом. Обойдёмся набором известных медикаментов. Обидно, что доктора до сих пор навязывают нам сомнительные дорогие лекарства и малоэффективные добавки к пище.

Прошёл, было, слух, что людям в белых халатах запрещено рекламировать с телеэкрана медицинские препараты, что рекламные ролики будут короче и по громкости не станут превышать уровень основной передачи. Наконец-то!

Но оказалось, рано мы обрадовались. Всё осталось по-прежнему, если не стало ещё хуже.
Те же сладострастные улыбки, заискивающий шёпот, тот же жуткий речитатив, порой с прибалтийским акцентом, те же заверения в 100-процентном исцелении  граждан от неизлечимых болезней.
 
 И что характерно! Чем глупее и безнадёжнее сюжет, тем более он живуч! «Пумпан», «дибазол», «гентос»… помните? Такими словами детей пугать можно.

Но встречаются и в рекламных роликах самородки. Они сделаны со вкусом, с юмором, с душой.
Их хочется смотреть ещё и ещё. Вспомните, как на заре перестройки рекламировался шоколадный батончик «Виспа», на фоне искромётного испанского танца. Или рекламу натуральных продуктов для детей, где молодая мама кормит грудью малыша, - современная мадонна, живая картинка, от которой не то, что глаз не отведёшь – дыханье сводит…
Так вот, посмотрели пару-тройку раз хорошенького, и хватит! Зато будем годами любоваться на сморкающихся, тянущих пиво и кока-колу, жующих всякую гадость дурно воспитанных подростков, слушать их примитивные слоганы десятки раз в день. Бывает, текстовку ещё и запоют знакомым мотивом в несколько голосов. Ужас!
Многие наши знакомые вообще отказываются от телевизоров. У нас пока ещё стоят три штуки.
Были в Германии, заметила: нет там ничего подобного. Скромные доски объявлений под стеклом, на остановках общественного транспорта, в телепередачах  рекламные ролики весьма неназойливы.
А у нас, похоже, рекламная цивилизация достигла предела.

                                Апрель, 2006 год