Возвращение в сказку

Айза Барзанукаева
       Махмуд Эсамбаев, Марьям Айдамирова, Раиса Ахматова...
Можно и дальше продолжить список известных в Чеченской республике людей, чьи имена навсегда вошли в историю нашего народа. Имена талантливейших и прекраснейших в своем служении людей, которые были плоть от плоти своего народа.
Во время выступления деятелей культуры в зрительном зале царила особая атмосфера - атмосфера единения, общности, доверия, света, добра и мира.
Моему поколению выпало счастье жить в одно время с этими легендами мира искусства. Вспоминается 1969 год. Студенты Чечено-Ингушского госпединститута в переполненном  актовом зале рукоплещут прославленному чародею танца Махмуду Эсамбаеву. Я - в числе счастливчиков, которым удалось пробиться в зал, за дверьми которого остались сотни желающих. Испытываю особое чувство гордости от того, что являюсь его односельчанкой и, более того, наши дома в селе находятся в двух кварталах друг от друга. Зал, замерев, слушает рассказ Махмуда о себе, о своем пути в мир танца, о гастролях и планах на будущее.
Я с видом знатока скороговоркой дополняю друзьям незначительными деталями его рассказ и чувствую какую-то необъяснимую гордость, ято я в центре внимания однокурсников. Ах, какую я испытываю гордость, когда Махмуд говорит, что он все концерты свои во всех уголках планеты начинает с лезгинки! А эта знаменитая папаха, которую он никогда не снимает ни на каком представительном форуме, ставшая неотъемлемой частью его "я" или, как мы теперь говорим, имиджа, как красиво и гордо смотрится!
Осознаю, что второго такого нет в мире, и гордость вновь переполняет меня. Мне кажется, что я тоже в какой-то степени в ореоле его славы: как же, ведь мы с Махмудом - земляки?!
    ...Встреча закончилась, но танцор с мировым именем не торопится пройти через "живой коридор" покоренных его талантом и обаянием рассказчика благодарных зрителей, а старается уделить каждому внимание: взглядом, рукопожатием, словом. На память о той незабываемой встрече от имени студенческой молодежи и профессорско-преподавательского состава Чечено-Ингушского госпединститута выпускница первого выпуска национального отделения филфака, кандидат филологических наук, односельчанка знаменитого гостя Зулай Хамидова преподнесла великому танцору горскую папаху.
   Когда бы Махмуд ни приезжал домой, в Чечню, естественно, он всегда был окружен вниманием своих друзей-собратьев по цеху. Помню, однажды вечером в Грозном он шел вместе с Марьям Айдамировой по проспекту Революции. Горожане, которых в этот вечерний час на улице было немало, завидев их, уважительно задерживали свой шаг и здоровались с ними, как с давними знакомыми. А Марьям и Махмуд без всякого намека на "звездность" раздаривали налево и направо  улыбки и приветствия.
   27 июля 1984 года Махмуд Эсамбаев приезжал в г.Аргун на встречу со своими избирателями. Он тогда баллотировался в депутаты Верховного Совета СССР. На память о той последней встрече с великим Мастером в семейном альбоме у меня хранится фотография.
В июле 2014 года  мировой легенде танца - Махмуду Эсамбаеву исполнилось бы 80 лет...
При упоминании имени  великого чародея танца вспоминаю  ставшую крылатой фразу его "Я буду танцевать!" и стихотворение его друга, соратника по искусству, народной поэтессы Раисы Ахматовой "Волшебник":
    "...Живой волшебник в круг, скользя, выходит
      И раскрывает руки, что крыла.
      И в прежний мир лезгинкою уводит.
      ...Но кто сказал, что сказка умерла?
      Она жива. Я только что оттуда."

Быль,  похожая на легенду-сказку, которой имя Махмуд Эсамбаев, будет жить вечно в памяти народной. И слова поэта эхом отзываются в наших сердцах. Действительно, сказка продолжается. "Я только что оттуда."