По волне моей памяти

Любовь Бестужева
ПО ВОЛНЕ МОЕЙ ПАМЯТИ.
Люди моего возраста наверняка помнят, как в годы нашей молодости мы заслушивались модным тогда виниловым диском Д. Тухманова " По волне моей памяти". Я не просто взяла одноименное название моему ностальгическому рассказу. Предшествием написания этого повествования послужила банальная поездка в интернет-магазины за всякого рода велосипедными причиндалами, да и за коньками внуку.
   Вышла я из метро ст. Динамо. Память сразу всколыхнуло воспоминание первых лет моего раннего замужества. Мой муж Андрей, отец моего единственного сына, работал в Академии им. Жуковского в Службе Связи. Академия тогда находилась в здании Петровского путевого (подъездного) дворца на Тверском тракте (ныне Ленинградский проспект Москвы), построенного по приказу Екатерины II в 1776—1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны, служил он резиденцией для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву. Идя аллеями сохранившегося парка, совершенно неосознанно я погружалась в далекие годы, когда с маленьким Виталиком частенько приезжала к мужу на работу. Тогда, сидя дома, для меня это было почти развлечением, да и сыну нравилось у папы на работе. К сожалению мой первый брак продлился недолгие 7 лет, отец моего сына в 26 лет погиб. По человеческим меркам это было очень давно, если учитывать, что у сына уже своих 9 детей! Но эмоциональная память видимо не берет в расчет пролетающие годы и ощущение тех лет было будто бы вчера. Окунувшись в прошлое, я незаметно прошла некоторое расстояние и, как листающиеся страницы, в моей голове рисовались новые картины. То ли по стечению обстоятельств, а скорее всего наверно не просто так происходит в нашей жизни что либо....Буквально в нескольких десятках метров от места работы моего первого мужа, наткнувшись на знакомый дом, я вспомнила, что здесь находилась первая студия звукозаписи, в которой работал мой второй муж. Приятно радовало то, что дворы, дома и скверы сохранились прежними, неся в себе ауру времени. Шагая, погруженная в воспоминания, я наслаждалась ими, ведь все знают, что наша память сохраняет приятные моменты, щадяще вытирая негатив. Но вот и мой магазин. С хорошим настроением я забрала свои покупки и двинулась обратно. Но ехать в метро мне совсем не хотелось, и я выбрала верхний транспорт. Переходя Ленинградский проспект по наземному пешеходному переходу, я с удовольствием слушала шум машин, будто это была музыка. Светящийся и шумящий Ленинградский проспект был очень контрастен тем тихим улочкам, которые я только что покинула. Села я в троллейбус, который шел до ул. Нагатинской через центр Москвы. Я глядела в окно.Перед моими глазами мелькали знакомые места, а в памяти чередовались совершенно не в христоматийном порядке воспоминания. Вот Белорусский вокзал. Отсюда я провожала в Швецию 17-ти летнего сына первокурсника. Их группа студентов уезжала по приглашению профессора из Стокгольма. Для меня он был еще тем маленьким Виталиком и я очень волновалась, отпуская его с незнакомыми людьми. Раньше,  на этом же вокзале я встречала второго мужа Александра, возвращающегося из Швейцарии, где он работал в пиано-баре.
   Несколько метров, и площадь Белорусского вокзала. Там за ней, немного в глубине, Тишинский рынок, куда мы с подружками, работая в Правлении Хорового общества г. Москвы, ходили за свежей петрушкой и домашними соленьями. А вот и ул. Горького, 36. Именно такой адрес был у дома, где находилось Правление Хорового общества. Теплые воспоминания, хорошие времена. Нас там работало шесть молодых, красивых, веселых и озорных девушек))) Я и Вика Бадалян были уже мамами. Четыре года совместной работы нас очень сблизили и сдружили. Вспомнилось, как мы гуляли по пустынной ул. Горького, когда она была перекрыта для движения в связи со смертью Брежнева. Для нас это был праздник, потому что сбегать в любимый магазинчик "Подарки", находящийся напротив через улицу, было гораздо проще.
   А троллейбус катился дальше. Приятным было и то, что на афишах мюзикла "Алые паруса" с довольно частым чередованием баннеров, рекламирующих этот спектакль, я видела лицо красавчика Мохамеда Абдель Фаттах. Мои друзья по Турции, наверняка улыбнутся, если прочитают эти строки. Потому что летние месяцы нескольких лет связывают нас неизгладимо-приятными впечатлениями совместной отдыхательно-творческой работы.
   Благовещенский переулок. Хаживала я по нему неоднократно, посещая своего дядюшку, живущего в Трехпрудном переулке... Пушкинская площадь встретила яркими огнями. Подсвечено было все, что можно. Деревья, скамейки,  фонари, они, как в царстве Снежной королевы переливались и сверкали. Зимняя сказка спустилась на все Бульварное кольцо! Праздничное настроение сопутствовало мне на протяжении моего троллейбусного путешествия. Хоть была и пятница, но пробок не было. Троллейбус катился неспеша, что давало мне возможность насладиться и красивой Москвой и не менее красивыми и милыми воспоминаниями!
    Б.Никитская. Здесь родилась моя мама и прожила свое детство и юность. Отсюда она бегала в "Большой" слушать Лемешева. Мама была заядлой театралкой и в военные годы меняла хлебные карточки на билеты в театр. После школы она поступила в Институт Стали и Сплавов. Не потому что ее туда тянуло призвание, а потому, что военный паек гражданам, трудящимся в тылу на оборону страны был заметно больше. Правда, когда она попала в цех, где кипящая сталь лилась из огромных ковшов, никакой паек ее там не удержал. Мама, как настоящая женщина, выросшая в семье директора клуба и мед.сестры, занимающаяся художественной гимнастикой и выступающая за "Буревестник", капитулировала мгновенно... Будущее ее "спас" мой папа. Старше мамы на 12 лет, вернувшийся с войны с боевыми трофеями, до последних своих лет он заботился о маме и о своих детях. За что ему огромнейшее спасибо! Да и маме тоже! За ее женственность, мягкость, заботу о доме и о нас, их детях и внуках.
   Я так думаю, что выражение моего лица наверняка напоминало чередование слайдов, которые нам в детстве показывали через диапроектор. Милое и трогательное было время. Интересное, объемное что ли...Всего было много, хоть ничего и не было! Но вот за тот час или полтора, что я катилась в троллейбусе, я почувствовала и поняла, что у меня была интересная и наполненная жизнь. Кинотеатры, скверы, магазины, любимый цирк на Цветном, просто лавочки и кафешки, пельменные, вкусное мороженное ГУМа, ночные гулянья по безлюдной и безмашинной Москве, с особенным московским запахом воздуха, с цветущими весенними скверами и улицами...Американские горки в парке Горького...Я пропускала очередь, лишь бы сесть первой в этот паровозик , несущийся то вверх, то вниз! Если дух не захватывало, занимала очередь снова! Ах молодость....как ты хороша!!! Бульварное кольцо несло по волнам моей памяти! Гоголевский бульвар. Тут жил старший брат моей бабушки - Ян Янович Ямский. Мой прадед из-под Кракова, Ямский Ян Викентьевич и пробабушка Мария Васильевна Горяева, из Сергиева Посада имели семерых детей. Одним ребенком из них была моя бабушка, мама моей мамы. Трудился мой прадед на Московском Центральном Телеграфе наладчиком оборудования. А жили они в Печатниковом переулке в доме N7. Женившись на моей прабабушке, мой прадед принял православие, но ходили они и в костел и в православный храм и дети их пели и в католическом хоре и на православных службах. Дети семьи Ямских выросли умными и образованными.
Три поколения  моей родословной по женской линии связано с Москвой - бабушка, мама. Мой сын - четвертое, а внуки  уже немалое пятое! С первой половины 19 века Москва - родной город для моей семьи. Но в семейной традиции присутствует некая особенность, сын ее "нарушил" - москвички только женщины, все мужья в основном из других городов. Воистину - женщина хронительница очага)))
Ну вот троллейбус пересек Москву-реку.
Балчуг, где было первое свидание моих родителей и Замоскворечье - мои родные места! Храм св. Николая в Вишняковском переулке, где венчались мама  папа. Ул. Бахрушина, бывшая Лужниковская, голубой дом с голубятней, где проказничали мы, собираясь дружной компанией, ул.Новокузнецкая д.23, где родился мой сын, главное мое свершение! Сейчас понимаю, что дети - это самое важное!!! Постояв и посмотрев в окна дома, в котором мы жили, вздохнув, я направилась к метро. Круг замкнулся... Привычное - "Осторожно, двери закрываются"....я ехала к сыну, надо было отдать внуку коньки. Выйдя на Лермонтовском проспекте, шла я в сторону платформы Косино. Сын поменял свою 4-х комнатную московскую квартиру на большой частный дом, где живет со своей очень даже немалой семьей! Мы с мужем тоже перебрались за город, построили дом. Вот так, многие москвичи перебираются за город, а Москва наполняется пусть и временно, но все же сейчас проживающими в этом родном до боли городе людьми! Вывод я для себя сделала - чаще кататься по волнам своей памяти, ведь и в душе и в паспорте мы по-прежнему МОСКВИЧИ!!!