1905 год

Василий Мустяца
                1
        Ирина Оренштейн, продавец екатериновского кафе Ахава, продала бутылку водки и триста граммов колбасы Жоре Рошкалёву; он долго доставал деньги из своего кармана и положил их на прилавок.
        Несколько лет назад сыновья екатериновчанки Вали Дерменжи, сыновья Большой Медведицы, забрались по дереву на крышу екатериновского магазина Маши Лучковой, убрали часть шифера, проникли на чердак, оттуда – в магазин и обокрали его. Через несколько дней хозяева магазина спилили злосчастное дерево.
         Автор этого рассказа и Елена Буюкли сидели за столиком в кафе Ирины.
         - На днях, - сказал автор, - я прочитал повесть Александра Герцена «Скуки ради», в которой он пишет о своём разговоре с доктором – попутчиком.
         «- Скажите, доктор, как вы сохранили столько здоровья, свежести, сил, смеха?
         - Всё от пищеварения. Я с ребячества не помню, чтоб у меня сильно живот болел, разве, бывало, объешься неспелых ягод. Человек я одинокий, семьи нет. Это с своей стороны очень сохраняет здоровье и аппетит».
          - Я, - сказал автор, собеседник Елены, - тоже никогда не был женат. Должно быть от этого у меня всегда был хороший желудок и аппетит: иному, по мнению герценского доктора, попадётся такая жена, что заработаешь язву. «Как вы дошли до вашей философии?» - спрашивает Герцен. – «В три урока, - отвечает доктор. – Первый – с выбором политики, второй – с отвращением к воровству, третий был – с встречей с красивой женщиной». Тут он рассказывает о своей симпатии к молодой женщине, имевшей грудного ребёнка, от другого мужчины. Маргарита, так её звали, после родов встретилась с отцом своего ребёнка. «Я видела его, - сказала она доктору, - он… он требует, чтоб я малютку отдала в воспитательный дом. Он негодяй!» Маргарита решает остаться с доктором, не отвергающим ребёнка, но, когда ребёнок неожиданно умирает, она возвращается к тому негодяю.
           - Женщины любят негодяев, - сказал автор, - и чем негодяй законченнее, тем страстнее к нему любовь женщины. Я читал в Камасутре, что любовь женщины и мужчины это противоборство полов; чем больше пренебрегает мужчина женщиной и женщина мужчиной, тем жгучее их любовь, тем яростнее они отдаются друг другу.
           Кажется у профессора Щербатых написано, что с хорошим человеком женщине скучно и она идёт к тому, кто её бьёт. Так живут, например, екатериновцы Таня и Сергей Генчу, вчера она, избитая Сергеем, ночевала в холодном сарае. Садомазохизм. Получение наслаждения от оскорблений. Большинство женщин таковы, поэтому они желают безнравственного мужа – уголовника, который спал и спит с десятками, по очереди, женщинами. Екатериновчанки против меня, моногамного. Где-то я читал, что подлость негодяев созвучна их, женщин, характеру; если ей жить с святым, то каждый день её будет колоть совесть за её развращённость. Настя Петряну, например, предпочитала встречаться с женатым Витей Луценко – младшим, обошедшим все португальские бордели. Уйди, оставь, не буди меня, - я пересказываю своими словами стихотворение Тютчева, - в этом ничтожном мире отрадней спать.
           В кафе звучала Одиннадцатая симфония «1905 год» Дмитрия Шостаковича, в исполнении Симфонического оркестра Ленинградской филармонии, под управлением дирижёра Евгения Мравинского.
 
                2
           Ирина получила от Николая Задорожного деньги и дала ему бутылку водки, он пошёл к выходу. Ирина прошла из-за прилавка, села за столик у окна и принялась вязать носки. У Елены зазвонил мобильник, она поднесла его к уху, потом положила в сумку.
           - Сан Саныч Чобану передавал вам привет, - сказала она автору.
           - Спасибо, - сказал автор. - Я читал повесть "Поединок" Александра Куприна. Вот что говорит в повести Казанский: "Мысль после выпитого бежит так прихотливо, так пёстро и так неожиданно. Ум становится острым и ярким, воображение - точно поток! Все вещи и лица, которые я вызываю, стоят передо мною так рельефно и так восхитительно ясно, точно я вижу их в камер - обскуре. Я знаю, что это обострение чувств, всё это духовное озарение - увы! - не что иное, как физиологическое действие алкоголя на нервную систему (Происходит отмирание нервных клеток, - прибавил от себя автор). Сначала, когда я впервые испытал этот чудный подъём внутренней жизни, я думал, что это - само вдохновение. Но нет: в нём нет ничего творческого, нет даже ничего прочного. Это просто внезапные приливы, которые с каждым разом всё больше и больше разъедают дно". - Автор откусил кусок пирожка с творогом, принялся жевать, и продолжал: - Если пить, то теряешь человеческий облик. Например, мой дядя - Максим Чебану. В 2015-м году он гостил у меня дома. Находясь в одном из своих бесчувственных запоев, как-то раз вечером он не успел, не смог добраться до нужника и испражнился по большому в коридоре на ковре.