inbetween

Глеб Андреев
(19 января 2015)

По дороге домой из церкви, в такси, я всё размышлял, почему же невозможно создание мировой религии?
Точнее, попытки создания такой, конечно, были и есть, как храм Лотоса в Индии, к примеру; но, в конечном счёте, создай мы мировую религию, которая бы всех устроила, она всё равно неизбежно превратилась бы в ещё одну систему по рекрутированию неофитов и лестницу очередного "партийного" роста.
Так уж мы, видимо, устроены, что система в нас убивает частичку человечности и душевности. Яркий пример тому - попытка создание мирового языка, эсперанто. Очень благородное начинание, но оно было обречено на провал. Единственный язык, который в современном мире удалось подвести к статусу мирового, - английский, да и то - какой ценой было это сделано? Нас завоевали изнутри, внешне одев всех в джинсы и заставив пить Колу. Зачастую лишь путём экспансии и завоевания расширялись и христианство, и ислам среди тех же языческих культур и народностей. Так же и с языками: вы ещё не говорите на латыни? тогда наши легионы идут к вам!, вы ещё не верите в демократию? вы всё ещё язычники?..
Поэтому, ну как минимум, наивно было бы полагать, что очередная мировая глобальная система привела бы нас к миру. А если такая система и существует, то, возможно, она должна быть близка идеям гуманизма, возможности просто оставаться человеком.
Но почему все политики зачастую предлагают нам лишь мир контрастов: либо гей, либо фашист; либо либерал, либо патриот; либо единоверец, либо неверный; либо демократ, либо консерватор; либо с Украиной, либо с Россией. Господи, у меня десятки друзей, которые приняли идеи "самостийности" украинского пути. Читаю их посты в сети, а там - раша говняша, великие укры (хотя не надо быть лингвистом семи пядей во лбу, чтобы понимать истинную этимологию названия Украина, но не в этом дело…) Близкие друзья, многие мне почти как братья. Но от того, что они теперь с презрением относятся к нашей общей с ними истории и культуре, они не стали мне чужими. Иными словами, моё отношение к ним не может зависеть от их, тех или иных, временных или постоянных, убеждений, как и от языка, на котором они со мной говорят. Иными словами, почему я всегда должен выбирать из этого контраста: либо чёрное, либо белое, а в худшем случае - предложат оттенки серого безумия и безнравственности…
Но мир красочен и гармоничен в своём многообразии, и тем и великолепен! Есть спектр из цветов, есть семицветная радуга с многообразием оттенков и семь нот с полутонами и обертонами. Почему нас ставят перед ограниченным выбором: примкнуть к тому или иному стаду?
Лишь во время войны, когда ты воюешь на одной из сторон, для тебя всё предельно чётко и ясно: здесь - свои, там - чужие, здесь - друзья, там - вороги. Но тогда надо признать, что мир уже несколько сотен лет находится в состоянии постоянной и неизлечимой войны всех со всеми…

Почему мы не можем оставить свободу за каждым человеком верить в многообразие мира? Да, пусть будет так, вы - великие укры, мы - великие русы, как здорово! но давайте теперь как-то с этим вместе жить, как и последние 1000 лет жили вместе. Единственное логичное объяснение этому всеобщему хаосу мира, возможно, в том, что мы не хотим признавать чужую свободу. Но ведь это насилие!
Да, к примеру, скажем, я могу не одобрять однополые браки, просто не понимать этого. Но пока человек с гомосексуальными убеждениями не навязывает мне их, я к нему буду относиться абсолютно спокойно и ровно, как к ЧЕЛОВЕКУ, в первую очередь. Или кто вы там ещё? Феминист? Фашист? Каннибал? Хорошо, это ваши убеждения, Господь Бог дал вам эту свободу выбирать для себя дороги жизни. И я буду уважать эту свободу до того момента, пока ваша свобода не нарушит мою. Ведь всё просто: верьте, во что хотите, но не нарушайте чужой свободы.
И это самое большое искусство, которому всему человечеству ещё нужно, видимо, учиться. А нам всё никак не хотят дать шанс научиться видеть вещи объёмными, а не в плоскости, мир в цвете, а не чёрно-белым. В отношениях со всеми людьми: в семье ли, в церкви ли, в государстве - просто уважать свободу, которую даже сам Господь не нарушает.
Когда я относил себя к религиозному обществу Сознания Кришны, я всё хорошо понимал, очень любил и люблю эту философию, но никогда не мог понять истинных идей проповеди другим. "Это спасение страждущих" - это я что ли за них решил, что я уже спасён, а они - ещё нет? Разве это не насилие - навязывать другим людям свои идеи? Чем это лучше гей-парадов в Европе? Тем, что у нас праведные мотивы? Так и у смертников, что подрывают себя в метро, возможно, эти идеи самые праведные, с их точки зрения. Вся эта категоричность не спасёт наш мир, пока мы будем предавать любовь в себе и в других ради любой системы, какой бы праведной она нам не казалась.

Итак, можно ли создать искусственный мировой язык? Вряд ли. Как и не создать мирового правительства, мировой религии, если только не навязать их всем силой… Но тогда это будет уже полнейший диктат, и все самые страшные романы-антиутопии, увы, окажутся для нас явью… Весь мир уже почти год живёт в ожидании 3 мировой войны, в постоянном страхе и с подавленной психикой рабов с двухрежимными тумблерами в головах.
Мы можем дать шанс своей цивилизации, лишь помогая друг другу различать красоту многообразия этого мира, как гармонию в музыке.
Для верующих фанатиков мир всегда будет оставаться тленом, и они всегда будут ждать лишь царствия небесного… Для неверующих фанатиков - жизнь всегда будет сводиться к животным инстинктам. А мы можем найти серединный путь: между слепой верой и скепсисом, между голодом и обжорством, между праведностью и демонизмом. На то мы и люди, что живём между небом и землёй, между высшими и низшими мирами. Это наш долг - уравновешивать силы, давать всему миру ту самую гармонию душевности и человечности, которая, возможно, будет всегда непостижима ни для ангелов, ни для бесов…