Кукушка

Михаил Чайковский
                Отцу и участникам всех войн посвящается
               
   Мой отец участвовал в двух войнах: финской и Великой Отечественной. Но рассказывать особо о военных перипетиях не любил, только когда в День Победы с ветеранами за стол праздничный сядут, можно подслушать отдельные рассказы.
   На войне отец был снайпером и считал свою военную профессию не совсем справедливой по отношению к другим бойцам: не нужно в атаку бежать с криком «Ура!», лицом к лицу с врагом, нет нужды зарываться в землю или копать укрытия для орудий, как артиллеристы.
 У снайпера чаще противник – вражеский снайпер. И не всегда сидит стрелок да пехоту выщёлкивает. Выстрел – победа, отдых?
   Во время финской кампании командование приодело офицеров и комиссаров в белые полушубки и валенки: зима была крутая, ветерок пронизывал не хуже финских пуль, а в шинелишке да в будённовке суконной много не навоюешь.
   Финны – стрелки отменные, среди них было немало прекрасных охотников. И появилась на нашей части фронта «кукушка», снайпер-одиночка. Особых ориентиров ему не нужно было: комсостав одет, как будто специально для отстрела: все в беленьком, контраст с остальным воинством разительный.
   За неделю ряды командиров поредели.
   Взять «кукушку» обычными способами невозможно: выстрелив всего лишь раз, снайпер на лыжах уходил, неслышимый и невидимый.
   Отцу приказали уничтожить «кукушку». Почему именно он получил приказ? Отец в этих краях работал в леспромхозе, был азартным охотником и хорошим лыжником. А приказ, как известно, не обсуждают.
   «Позицию выбирай себе сам: где себе точку для ведения огня выберешь, как лёжку оборудуешь – дело твоё. Пехота не всегда помощь оказывает – ты своими выстрелами вызываешь огонь не только на себя. Кроме того, снайперов и одевают, и кормят лучше.
   «Кукушка» - финн облюбовал деревья, расположенные ближе к нашим позициям, и выбирал их с умом, на отшибе, подальше от огневых позиций. 1
 Наши лупили из всех видов оружия, следуя пресловутому изречению: мол, «чухонцев шапками закидаем».
   Оптики у русских снайперов не было почему-то. А финны располагали «цейсовскими» прицелами. Сравнивать глупо».
   Отец выжидал «кукушку» неделю. Он лежал за убитой лошадью – хорошо, что замороженной, запахи ему не мешали. Неделю шла борьба нервов и выдержки, терпения. И финн не выдержал, сорвался, выстрелив первым. Безрезультатный выстрел – грубейшая ошибка снайпера.
   Отец не промахнулся.
   Подвиг? Какое там. Военная работа.