Что русские дали миру? ч. 6-3

Владимир Бровко
                ч.6-3


49.Калашников В.И. - оснастил речные суда паровой машиной с многократным расширением пара
    Приоритет не подтвержден!
    И тут мы в который раз имеем случай когда в России желаемое выдают  за  истину! И вот кто такой Калашников и что он изобрел.
   «КАЛАШНИКОВ Василий Иванович
10(11. 11). 1849, Углич, -13(26).2. 1908, H. Новгород], русский изобретатель-механик
и теплотехник. Окончил 3 класса угличского уездного уч-ща (1860).
    С 1865 работал чертёжником на механич. з-де в г. Рыбинске, а с 1872- на з-дах (гл. обр. су достроит.) в H. Новгороде (ныне г. Горький) конструктором и гл. механиком. К. создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, впервые применил для речных судов
паровые машины с многократным расширением пара, ему принадлежат и др. изобретения:
 
форсунка для распылива-ния мазута, пароперегреватели, воздуходувные машины
и т. п. В 1886 К. основал журнал "Нижегородский вестник пароходства и промышленности".
В 1897 К. был избран пред. Нижегородского отделения Рус. технич. об-ва.
На Всероссийской пром. выставке в 1882 в Москве К. был награждён медалями
за малогабаритную судовую паровую машину и паровой котёл. Высоко оценивали
К. писатели В. Г. Короленко и M. Горький»

  Но, во-первых, ничего нового или даже НЕТРИВИАЛЬНОГО с точки зрения авторского права Калашников не создал, он только более-менее удачно как самоучка копировал иностранные изобретения!  А ситуация была такова!
     В 1832 году впервые в России на заводе была построена паровая машина с кривошипно-шатунным механизмом для военного парохода «Геркулес» (Строитель парохода — английский кораблестроитель на русской службе В. Ф. Стокке.). Это была первая в мире удачная для пароходов паровая машина без балансира в 240 сил.
     Следующим этап в развитии паровых машин были так называемые -Компаунд-машины
В процессе расширения в цилиндре машины высокого давления температура пара падает пропорционально его расширению. Поскольку теплового обмена при этом не происходит (адиабатический процесс), получается, что пар поступает в цилиндр с большей температурой, чем выходит из него. Подобные перепады температуры в цилиндре приводят к снижению эффективности процесса.
      Один из методов борьбы с этим перепадом температур был предложен в 1804 году английским инженером Артуром Вульфом, который запатентовал Компаундную паровую машину высокого давления Вульфа. В этой машине высокотемпературный пар из парового котла поступал в цилиндр высокого давления, а после этого отработанный в нём пар с более низкой температурой и давлением поступал в цилиндр (или цилиндры) низкого давления.
   Это уменьшало перепад температуры в каждом цилиндре, что в целом снижало температурные потери и улучшало общий коэффициент полезного действия паровой машины. Пар низкого давления имел больший объём, и поэтому требовал большего объёма цилиндра. Поэтому в компаудных машинах цилиндры низкого давления имели больший диаметр (а иногда и большую длину) чем цилиндры высокого давления.
      Логичным развитием схемы компаунда стало добавление в неё дополнительных стадий расширения, что увеличивало эффективность работы. Результатом стала схема множественного расширения, известная как машины тройного или даже четырёхкратного расширения.
    Такие паровые машины использовали серии цилиндров двойного действия, объём которых увеличивался с каждой стадией. Иногда вместо увеличения объёма цилиндров низкого давления использовалось увеличение их количества, так же, как и на некоторых компаундных машинах!


   А теперь о том кому в мире принадлежит приоритет по данному изобретению!
   Паровой двигатель тройного расширения (triple-expansion engine) (многократного расширения!), разновидность паровой машины; запатентован во Франции Бенджамином Норманом в 1871 г.
    В кон. 19 в. этот двигатель устанавливают на мор. судах. В нем расширение пара от высокого давления в паровом котле до низкого давления в конденсаторе проходит три ступени, за счет чего увеличивается коэффициент полезного действия двигателя.
     Пар из цилиндра высокого давления, имеющего малый диаметр, подается в промежуточный цилиндр большего диаметра, а затем в один или чаще два параллельно соединенных цилиндра низкого давления. Все цилиндры связаны с общим коленчатым валом.


51.Калашников М.Т. – АКМ
         Приоритет Калашникова М.Т.  на изобретение им автомата марки АК-47 признан только в СССР и России.  В Западной Европе и особенно в Германии историки науки и техники прямо и неоднократно указывали на сделанные Калашниковым незаконные заимствования из изобретений немецких инженеров в области автоматического оружия.
          Вот пример подобной публикации:     Я тоже разделяю эту точку зрения, и да простит меня читатель но я лишний раз  убеждать «квасных российских патриотов» в том, что это правда не буду, потому что это  бесполезное и даже неприятное занятие,  сродни тому как  бы   «писять против ветра…»

52.Капелюшников М.А- открыл электрический парамагнитный резонанс
Приоритет не подтвержден!
     Электронный парамагнитный резонанс (ЭПР) — физическое явление, открытое Завойским Евгением Константиновичем вКазанском государственном университете. На основе этого явления был развит метод спектроскопии, который зарегистрирован вГосударственный реестр научных открытий СССР как научное открытие № 85 с приоритетом от 12 июля 1944 года[1] .

53.Капелюшников М.А.- турбобур в 1922 г.
    Приоритет подтвержден.
    Матве;й Алку;нович Капелю;шников (13 сентября 1886 — 5 июля 1959) — советский учёный, специалист в области нефтяной и горной механики, добычи и переработки нефти. Член-корреспондент АН СССР с 1939 г. Изобретатель турбобура (1922). Автор трудов по крекингу нефти, повышению нефтеотдачи пластов.
    Приоритет изобретения турбобура был признан в Великобритании (патент от 11 марта 1925 г.) и в СССР (патент от 31 августа 1925 г.).

54.Кибальчич Н.И. - схему ракетного летательного аппарата
Приоритет не подтвержден!

    23 марта 1881 года Н. И. Кибальчич выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги. За несколько дней до казни Кибальчич разработал оригинальный проект летательного аппарата, способного совершать космические перелёты.
В Его просьба о передаче рукописи в Академию наук следственной комиссией удовлетворена не была, проект был впервые опубликован лишь в 1918 году в журнале «Былое», № 4—5.
      Защитник Кибальчича, присяжный поверенный Герард вспоминал что был был поражён, когда, придя в камеру, увидел, что его 28-летний подзащитный озабочен не изысканием способов защиты, а проектом какого-то "воздухоплавательного снаряда". Кибальчич мечтает только о том, чтобы ему дали закончить математические расчёты изобретения. Это был, ни много ни мало, проект даже не "воздухоплавательного", а космического аппарата.

       Кибальчич успевает завершить расчёты и отправить их по начальству. В сопроводительном письме он пишет:
"Если моя идея... будет признана исполнимой, то я буду счастлив тем, что окажу громадную услугу Родине и человечеству. Я спокойно тогда встречу смерть, зная, что моя идея не погибнет вместе со мной, а будет существовать среди человечества, для которого я готов был пожертвовать своей жизнью".
       Начальство заверяет заключённого, что его проект будет передан на расследование учёных. И он ждёт 28, 29, 30 марта... Позади суд, впереди казнь, а ответа нет.
     31 марта - Кибальчич пишет новое письмо с просьбой о встрече с кем-либо из членов учёного комитета, рассматривавшего его проект. Он знает, что послезавтра может быть уже поздно.
         Письмо прочитывает министр внутренних дел и передаёт его секретарю с резолюцией: "Приобщить к делу о 1 марта". А на проекте Кибальчича значится:
"Давать это на рассмотрение учёных теперь едва ли будет своевременно и может вызвать только неуместные толки".
     Ну а теперь я хочу сказать всем ревнителем первенства Кибальчича?
     А что уважаемые знатоки разве можно на основе порохового заряда, а именно на нем был основан двигатель «космического корабля Кибальчича» полететь в Космос???

      И тут мое мнение таков что Кибальчич уж слишком увлекался фантастическими идеями которые годились только для романов Жуль Верна где тот описывая первые полеты на Луну предрек    создание трёхступенчатый космический корабля и точно указал место будущего американского космодрома на Мысе Канаверал во Флориде!!!!
     И даже если бы его расчеты своевременно попадали в руки ученных, то на уровне тогдашних познаний о КОСМОСЕ они были бы забракованы как утопическая идея.


55.Кирсанов А.В. - химик-органик, реакция К. (фосфозореакция)
Приоритет подтвержден.

56.Коновалов Дмитрий- химик, законы Коновалова (упругости парарастворов)
Приоритет подтвержден.

57.Королёв С.П. - баллистическая ракета, космический корабль, первый спутник Земли
     Очень сложный случай в истории науки и технике!
    С одной стороны -Серге;й Па;влович Королёв (30 декабря 1906 (12 января 1907), г. Житомир — 14 января 1966, Москва) — советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения.
        Сергей Королёв является известным создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой, и ключевой фигурой в освоении человеком космоса, создателем практической космонавтики. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.
       Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР. Член КПСС с 1953 года.Полковник[1]. Скончался в Москве 14 января 1966 года из-за сердечной недостаточности. Похоронен в Кремлевской стене
Но с другой стороны баллистическую ракету не он изобрел и не он отправил ее в отрытый КОСМОС!
     А вот в самой России первые теоретические работы, связанные с описываемым классом ракет, относятся к исследованиям К. Э. Циолковского с 1896 года систематически занимавшегося теорией движения реактивных аппаратов. 10 мая 1897 года в рукописи «Ракета» К. Э. Циолковский вывел формулу (получившую название «формула Циолковского»), которая установила зависимость между:
  скоростью ракеты в любой момент, развиваемой под воздействием тяги ракетного двигателя
удельным импульсом ракетного двигателя
   массой ракеты в начальный и конечный момент времени
       Формула Циолковского и сегодня составляет важную часть математического аппарата, используемого при проектировании ракет.
      В 1903 году русский ученый, в статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» и последовавших её продолжениях (1911 и 1914) разработал некоторые положения теории полёта ракет (как тела переменной массы) и использования жидкостного ракетного двигателя.
     Но это все  было и осталось в теории а о самом  школьном учителе Циолковском мало кто знал ( его восславили уже  потом и после смерти когда  в СССР  запустили первый космический корабль!) не то что в мире а и в той же России.
       А те кто знали считали  почти что сумасшедшим стариком…
     В то же время уже в 1917 году, Роберт Годдард из Смитсоновского института в США запатентовал изобретение, значительно повышавшее эффективность работы силовой установки за счёт применения на жидкостном ракетном двигателе сопла Лаваля.
   Это решение вдвое повышало эффективность ракетного двигателя и имело огромное влияние на последующие работы Германа Оберта и команды Вернера фон Брауна. Но никак не идеи и проекты  Циолковского!

      Сам же Циолковский к 1929 году  разработал теорию движения многоступенчатых ракет в условиях действия земной гравитации, выдвинул ряд идей, нашедших применение в ракетостроении: графитовых газовых рулей для управления полётом ракеты; использования компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания и сопла; насосной системы подачи компонентов топлива; использование в системах стабилизации гироскопа, применение многокомпонентных ракетных топлив (в том числе, рекомендовал топливные пары: жидкий кислород с водородом, кислород с углеводородами) и др.
      Но опять кому был интересны планы и теории Циолковский в Советской России только закончившую Гражданскую войну и находящуюся в полной  разрухе и крови….
   В тоже время в 1920-х годах, научные исследования и экспериментальные работы по разработке ракетных технологий, вели несколько стран. Однако, благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей и систем управления, в лидеры по разработке технологий баллистических ракет вышла Германия.
    Работа команды Вернера фон Брауна, позволила немцам разработать и освоить полный цикл технологий, необходимых для производства баллистической ракеты Фау-2 (V2), ставшей не только первой в мире серийно изготавливаемой боевой баллистической ракетой (БР)[2], но и первой получившей боевое применение (8 сентября 1944 года). В дальнейшем, Фау-2 стала отправной точкой и основой для развития технологий ракет-носителей народнохозяйственного назначения и боевых баллистических ракет, как в СССР, так и в США, которые вскоре стали лидерами в этой области.
 
Теперь о советском космическом корабле и ли то о чем не любят вспоминать в России!

       Первый запуск "Востока" в беспилотном режиме был произведен 15 мая 1960 года. Из-за неправильной работы одного из датчиков перед включением тормозной двигательной установки корабль оказался неправильно ориентирован и, вместо того чтобы опускаться, перешел на более высокую орбиту. Второй запуск (23 июля 1960 г.) был еще менее удачным — в самом начале полета произошла авария.
       Спускаемый аппарат отделился от корабля и разрушился при падении. Во избежание этой опасности на всех следующих кораблях была введена система аварийного спасения. Зато третий запуск "Востока" (19-20 августа 1960 г.) был вполне успешным — на второй день спускаемый аппарат вместе со всеми подопытными животными: мышами, крысами и двумя собаками — Белкой и Стрелкой — благополучно совершил посадку в заданном районе.
     Это был первый в истории космонавтики случай возвращения живых существ на Землю после совершения космического полета. Но следующий полет (1 декабря 1960 г.) опять имел неблагополучный исход. Корабль вышел в космос и выполнил всю программу. Через сутки была подана команда к возвращению на землю.
      Однако из-за отказа тормозной двигательной установки спускаемый аппарат вошел в атмосферу с чрезмерно большой скоростью и сгорел. Вместе с ним погибли подопытные собаки Пчелка и Мушка.
     Во время старта 22 декабря 1960 года произошла авария последней ступени, но система аварийного спасения сработала надлежащим образом — спускаемый аппарат приземлился без повреждений.
      Только шестой (9 марта 1961 г.) и седьмой (25 марта 1961 г.) старты "Востока" прошли вполне благополучно. Совершив по одному обороту вокруг Земли, оба корабля благополучно вернулись на Землю вместе со всеми подопытными животными.
   И вот казалось бы он советский приобретет в освоении КОСМОСА!
   И кто с этим может поспорить?
    Но в той же России нашлись честные исследователи мировой истории науки и техники и доказали что Королев  с его пролётами в Космос  был не первым»
  Вот большая и хорошо аргументированная работа на эту тему «Нацисты, оказывается, и в Космосе были первыми». http://macbion.narod.ru/kosm/kosmo_nazi0.htm

   И ее автор справедливо пишет: «А быть может это всё выдумки газетных писак, испытывающих вечную тягу к диким фантазиям на благо собственного кармана?
 Кто сейчас ответит на этот вопрос? Архивные документы не подтверждают версии о первенстве немцев в Космосе, но при детальном анализе можно прийти к выводу, что ничего невероятного в этой версии не имеется. А посему не станем заморачиваться бесплодными догадками и активно приступим к изучению тех документов, которые всё же появились на свет. И пусть документы эти не из архивов, к бездонным недрам которых доступ простым смертным закрыт возможно на веки вечные, но не следует забывать и о том, что истину можно добыть также не в архиве, а в споре.
Кто с этим поспорит?
Итак, вперёд. Пойдем, глянем, что там нам приготовили газетные писаки и маститые учёные. Может и на самом деле истину стоит искать только в споре?
  Я надеюсь уважаемые читатели что вы все же перейдете по выше приведенной ссылке и прочтете доводы автора альтернативной версии.

58.Коротков Н.С. - звуковой метод измерения артериального давления
Приоритет подтвержден.

59.Костович С.О. - бензиновый двигатель
Приоритет подтвержден частично.
      14 мая 1888 года Костович обратился в российский Департамент торговли и мануфактур с прошением выдать ему привилегию на «усовершенствованный двигатель, действующий бензином, керосином, нефтяным, светильным и другими газами и взрывчатыми веществами». Привилегию изобретателю выдали только через четыре с половиной года — 4 ноября 1892 г. За это время Костович успел запатентовать свое детище в США и Великобритании.
      Свой двигатель О. С. Костович создавал, думая не о рутинных перевозках грузов, а мечтая оснастить им дирижабль собственной конструкции. Увы, несмотря на все усилия изобретателя дирижабль «Россия» так и не взлетел, не хватило «малого» — денег.
        Зато двигатель получился отменный. В восьмицилиндровом двигателе с водяным охлаждением конструкции Костовича впервые использовалось электрическое зажигание.
        Первый бензиновый двигатель Костовича был оппозитным, с горизонтальным размещением направленных встречно цилиндров. Оппозитную схему и сегодня с успехом применяют для известных моделей автомобилей. Самая знаменитая из них, пожалуй, народный Фольксваген — «жук», выпускавшийся в разных странах с 1938 по 2003 год
   И это все правильно и верно! Да вот приоритет открытия и постройки  бензинового двигателя  внутреннего сгорания принадлежит не ему!

  Первые двигатели внутреннего сгорания работали на светильном газе. Поэтому не прекращались поиски нового горючего для двигателя внутреннего сгорания.
    Некоторые изобретатели пытались применить в качестве газа пары жидкого топлива. Ещё в 1872 году американец Брайтон пытался использовать в этом качестве керосин. Однако керосин плохо испарялся, и Брайтон перешёл к более лёгкому нефтепродукту — бензину.
   Но для того, чтобы двигатель на жидком топливе мог успешно конкурировать с газовым, необходимо было создать специальное устройство для испарения бензина и получения горючей смеси его с воздухом.
      Брайтон в том же 1872 году придумал один из первых так называемых «испарительных» карбюраторов, но он действовал неудовлетворительно.
      Работоспособный бензиновый двигатель появился только десятью годами позже. Изобретателем его был немецкий инженер Готлиб Даймлер.
Первая модель бензинового двигателя предназначалась для промышленной стационарной установки.
    Процесс испарения жидкого топлива в первых бензиновых двигателях оставлял желать лучшего. Поэтому настоящую революцию в двигателестроении произвело изобретениекарбюратора. Создателем его считается венгерский инженер Донат Банки.
    В 1893 году он взял патент на карбюратор с жиклёром, который был прообразом всех современных карбюраторов. В отличие от своих предшественников Банки предлагал не испарять бензин, а мелко распылять его в воздухе.
   А вот двигатель Костовича  карбюратора не имел…

60.Котельников Г.Е.- ранцевый спасательный парашют
Приоритет подтвержден
61.Кузьминский П.Д.- газовую турбину радиального действия.
Приоритет подтвержден частично.
В 1887—1892 П. Д. Кузьминский сконструировал и построил первую в мире газовую реверсивную турбину радиального типа с 10 ступенями давления. Турбина работала на парогазовой смеси, получаемой в созданной опять же Кузьминским в 1894 году камере сгорания — «газопаророде». Из-за смерти изобретателя испытания турбины не были завершены, но работа оказала заметное влияние на развитие водного транспорта.

62.Кулибин И.П. - деревянного арочного однопролётного моста, прожектор, протез медицинский, часы карманные, которые показывали не только время суток, но и месяц, день, неделю, время года, фазы Луны, время восхода и заката Солнца, кресло-подъёмник (лифт)
     Да такой человек в реальности жил и работал в России. Но вот никаких мировых открытий он не совершал и является порождённым советской пропагандой  историческим мифом –гениального российского изобретателя из народа!!!
        Ива;н Петро;вич Кули;бин (10 апреля (21 апреля) 1735, Подновье, Нижегородский уезд — 30 июля (11 августа) 1818, Нижний Новгород) — нижегородский механик
    Иван Кулибин родился в семье мелкого торговца в селении Подновье Нижегородского уезда. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 1764—1767 годахКулибин изготовил уникальные карманные часы. В их корпусе помимо собственного часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.
         Кулибин в 1792 и в 1799 году дважды собирал знаменитые часы «Павлин»[2] работы английского механика Джеймса Кокса, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.
        С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерскойПетербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
          К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов.
    Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход), механический экипаж с педальным приводом.
     Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано[3]. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников.
Семейная жизнь
     Неутомимый новатор, в домашнем быту и привычках Кулибин был консервативен. Он никогда не курил табак и не играл в карты. Писал стихи. Любил званые вечера, хотя на них только балагурил и шутил, так как был абсолютным трезвенником. При дворе, среди расшитых мундиров западного покроя, Кулибин в длиннополом кафтане, высоких сапогах и с окладистой бородой казался представителем другого мира.
      Но на балах он с неистощимым остроумием отвечал на насмешки, располагая к себе добродушной словоохотливостью и прирожденным достоинством в облике.
Иван Петрович Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила ему трёх дочерей.
      Вот тут он безусловно имеет приоритет и может быть занесен в книгу рекордов России!
      Всего у него было 11 детей (7 мальчиков и 4 девочки). Всем своим сыновьям он дал образование:
      В советское время Кулибин пропагандировался в патриотических целях как образчик гения из народа.
      Его фамилия стала в русском языке нарицательной: так называют мастеров-самоучек, добившихся больших успехов в своем ремесле.

     63.Курчатов И.В. - АЭС (Обнинская), также под его руководством была разработана водородная бомба мощностью 400 кт., подорванная 12 августа 1953 года.
    С Курчатовым тоже не все так ясно и однозначно. Он по сути являет собой образец «сталинского наркома от советской науки» - правой руки Л. Берии лично куривавший в СССР атомный  проект. Он всеми руководит и направляет.
         Но ничего сам не изобретает и не конструирует!!! А Обнинская АЭС тому лучший пример!
          О;бнинская АЭС — атомная электростанция, расположенная в городе Обнинске Калужской области. Является первой в мире промышленной атомной станцией, подключенной в единую энергетическую сеть.
      В настоящее время Обнинская АЭС выведена из эксплуатации. Её реактор был заглушен 29 апреля 2002 года, успешно проработав почти 48 лет. Остановка реактора была вызвана научно-технической нецелесообразностью его дальнейшей эксплуатации. Обнинская АЭС является первой остановленной атомной электростанцией в России.
        А все начиналось так! В 1948 г. «по предложению И. В. Курчатова» и в соответствии с заданием партии и правительства начались первые работы по практическому применению энергии атома для получения электроэнергии.
      В феврале 1950 года в Первом Главном управлении, возглавляемом Б. Л, Ванниковым и А. П. Завенягиным, детально были обсуждены предложения ученых, а 29 июля того же года Сталин подписал Постановление Совмина СССР о разработке и сооружении в городе Обнинске АЭС с реактором, получившим условное наименование "АМ." Проектировал реактор Н. А. Доллежаль со своим коллективом. Одновременно велось проектирование станционного оборудования, другими организациями, а также здания АЭС.
  Своим заместителем по научному руководству Обнинской АЭС, Курчатов назначил Д. И. Блохинцева, приказом ПГУ Блохинцеву поручалось не только научное но и организационное руководство строительством и пуском АЭС. Первым директором АЭС был назначен Н. А. Николаев.
   Основной задачей строительства первой АЭС заключалось в проверке технической осуществимости безопасной работы в единой технологической схеме с турбиной в условиях выдачи энергии, а сеть, — многие технические решения по реактору были выбраны достаточно консервативными, со значительным запасом надежности.

   В мае 1950 года близ посёлка Обнинское Калужской области начались работы по строительству первой в мире АЭС.
   В 1952 году велись научные и проектные работы по реактору "АМ" и АЭС в целом. В начале года развернулись работы по подземной части АЭС, строительству жилья и соцкультбыта, подъездных путей, плотины на реке Протве.
     В 1953 году выполнен основной объем строительных и монтажных работ: возведен реакторный корпус и здание турбогенератора, смонтированы металлоконструкции реактора, парогенераторы, трубопроводы, турбина и многое другое.
     В 1953 году стройке дан статус важнейшей в Минсредмаше (в 1953 году ПГУ было преобразовано в Министерство среднего машиностроения). Курчатов часто приезжал на строительство, ему построили небольшой деревянный домик в соседнем лесу, где он проводил совещания с руководителями объекта.
    В тоже время саму станцию строили и проектировали совсем другие люди!
      Директором первой АЭС был назначен Н.А. Николаев. Научным руководителем всего проекта был назначен незадолго до этого ставший директором ФЭИ Д. И. Блохинцев — известный в то время физик-теоретик, проректор Московского Государственного Университета.
        Первыми пусковыми дежурными научными руководителями были А. К. Красин, Б.Г. Дубовский и М.Е. Минашин.
        Борис Дубовский задержался в Харькове из-за нелётной погоды на шесть суток, и физический пуск был отложен до его приезда. 9 мая в 19 часов 7 минут при загрузке примерно 60 топливных каналов (ТК) было достигнуто критическое состояние[5].
     В дальнейшем активная зона реактора была загружена полностью, вместившая 128 ТК. 26 июня 1954 года впервые в мире на АЭС был осуществлён энергетический пуск. Начальник объекта «В» Дмитрий Блохинцев записал в оперативном журнале: «17 часов 45 минут. Пар подан на турбину». Академики Курчатов и Александров поздравили всех участников исторического события по-русски: «С лёгким паром!»[6][7].
        К октябрю 1954 года станция была выведена на проектные параметры. Электричество, выработанное первой в мире атомной электростанцией, пошло внешним потребителям - в сеть Мосэнерго.
         За участие в разработке, пуске и освоении станции Д.И. Блохинцеву, Н.А. Доллежалю, А.К. Красину и В.А. Малыху была присуждена Ленинская премия.
      Большая группа разработчиков и эксплуатационников была награждена орденами и медалями СССР. В первый период работы Обнинская АЭС рассматривалась как опытная энергетическая станция.
      Но, начиная с 1956 года, на ней стали проводиться различные исследования, в частности, необходимые для создания более мощных станций
                (конец ч.6-3)
Все остальные фото находятся тут:http://h.ua/story/413961/