Мир Елены Чубенко

Ольга Коваленко-Левонович
Совсем недавно пришла мне по почте скромная рукопись будущей книжки Елены Чубенко, и словно светлый вихрь ворвался в размеренную жизнь. Кто когда-то был забайкальцем, будет до конца жизни тосковать по забайкальскому бездонному небу, ярчайшему солнышку, багуловых сопках, а главное – по людям, настолько щедрым и распахнутым, что так бывает, наверное, только в раю…

В своё время пришлось, как и Елене, помотаться с журналистскими заданиями по колхозным станам, стоянкам, также вот вести беседы с доярками, председателями, врачами, директорами школ, с ветеранами нашими… Мало побеседовать, нужно и написать так, чтобы человек буквально стал тебе близким и родным. Елена так умеет! Всех обнимает любовью её большое горячее сердце, во все уголочки души заглядывает острый ум и наблюдательный глаз… Грустишь вместе с нею, задумываешься… А если уж веселье – так тоже от души!

Забайкальская душа – она особая. По-детски открытая, и в то же время очень мудрая, её невозможно не любить. Рождает земля за Байкалом особые характеры.
Мало сказать о сердечности и уме. Забайкальские – все поэты. Да и как не стать им, если детство Елены, например, прошло в бабушкином доме, где «все стены на веранде, в кладовке увешивались пучками и всю зиму источали тонкий аромат лета, который к снегу усиливался, дразнил и звал в июнь… Бабушкин дом манил не только ее присутствием и теплом, он был диковинной шкатулкой с открытиями…»…

Вот короткий рассказ о дожде – весь поэзия с первой до последней строчки: «…А потом первые крупные капли дождя летели сверху стремительно, приземляясь в горячую землю и горячие ложбинки между лопаток, холодя еще раскаленное солнцем тело, и скатывались струйкой вниз. Как крошечные водяные бомбочки крупные капли взрывались на земле, поднимая такие же крошечные фонтанчики пыли и воды, и потом вдруг завесой с неба падала вода, заполняя собой все пространство, вытесняя солнце. Запах смоченной пыли сменялся непостижимой свежестью умытого дня, истомленного жарой…»…

Елена Чубенко, конечно же, пишет стихи, но всё-таки проза – это её стихия, стремительная и яркая, как весенний поток. Она умеет поймать и передать на бумаге сложнейшую тонкую материю, драгоценную – речь! Елена пишет: «…бабушкин портрет, конечно, теряет от того, что на бумаге не передать самобытности семейской речи. Любая фраза, сказанная семейским человеком, – прелюбопытнейшая картинка. Может, кого- то и коробит от словесных оборотов дешуланских и салинских жителей, а мне речь моих земляков кажется песней, и жаль, что ее не слышно с бумажного листа…»…

Речь самобытная не только льётся из уст героев, но именно ею написаны удивительные творения Елены, и подобные рассказы редко встретишь. По скромности и самоиронии она называет зарисовки и рассуждения от имени хохотушки-забайкалки «Бредами», название происходит от выражения «Бред сивой кобылы»… Конечно, кроме речи, в «Бредах» нарочито преувеличенно, гиперболично описываются события, каждое из которых «космического масштаба». Весело, шумно, и в то же время точно и узнаваемо рассказано о гостеприимстве забайкальских людей, о неприятии притворства, о щедрости и заботе… О любви… О том, какие чудесные, с трагическими судьбами люди могут оказаться под внешне шутовском одеянии…

Надо сказать, что значительную часть книги занимают очерки о людях забайкальских сёл. Другую часть – лирические рассказы о бабушке, о деревенской жизни. И особая тема – те самые «Бреды», о которых надо сказать, что они, ко всему, плод и продолжение коллективного творчества, они - дитя виртуального литературного объединения «Изба». «Даже в бреду мне не пришло бы в голову публиковать Бред. Но герои его настойчиво требуют, что он был в виде книги, а не в виде разрозненных записок в нашей группе в «Одноклассниках»… именно там образовалась и сдружилась наша группа «Забайкальское землячество», именно там у нас родилась Изба со своими чуть полусумасшедшими обитателями...»…

Книга Елены Чубенко получается интересной: этнографической, документально-очерковой, художественной… С элементами фэнтези… Вот так бывает. Можно всё это объединить? А почему нет, если всё это есть в одном человеке, и именно Елена и есть главный литературный герой, а мы её глазами можем взглянуть на мир. Глазами детства, через разноцветные стёклышки…

В рукописи Елены есть такая фраза: «Мне подумалось, что есть даты и люди, которых нельзя обходить вниманием…». Подписываюсь под каждым словом… И будущая книга Елены не пролетела мимо, а, пропущенная сквозь душу, осталась там жить… Чего желаю и читателям.


Ольга Коваленко-Левонович,
член Союза писателей России,
г. Дмитров.