Парк имени Куйбышева

Александр Свиридкин
Какой-то психоделический отрывок из сна. Хотел его положить на текст. Но не получается - не подберу ключи. Там слишком мало сюжета. Просто ощущение: тягучее,печальное и обреченное. Прошло двое суток,но я так и не смог впрыснуть хоть немного разбавителя в этот концентрат печали из отрезка своего сна. Но тот высокий дом из красного кирпича - стоит и стоит перед глазами,окруженный верхушками качающихся на летнем ветру деревьев... Просто скажу в нескольких предложениях,что это было.

   Донбасс... Была улица Садовая. Точно помню название. Я по ней шел. Все невысокие домики улицы - горели. Пламя только разгоралось. Я продолжал идти,глядя налево,где стояли эти домики. Шел и думал сообщить об увиденном сразу же,как выйду отсюда. Видел номер одного из домов: Садовая,62 или Садовая,64...

   А затем парк,как я услышал - какой-то Парк имени Куйбышева. Высокий дом был не виден из-за деревьев. Лишь там,где заканчивались верхушки деревьев - можно было увидеть этот дом из красного кирпича. Застекленное круглое окно наверху. Стекло разделено рамой в виде креста. Пока я смотрел,как колыхаются верхушки деревьев под тем окном - мне поднесли фотографию этого окна несколько-летней давности. Слегка в желтоватом тумане. Я взял в руку снимок и поднял вверх,поочередно смотря то на фото,то на оригинал окна.  Голос человека,стоящего рядом комментировал:
- Этот снимок был сделан,когда здесь была война. Но,как можно увидеть,верхушки деревьев так и не смогли добраться до круглого окна под крышей здания.
- Да,ощущение,что снимок был сделан буквально вчера. Ничего не поменялось.
- Наверху - ничего.
- А где?
- Вот,если опустить взгляд от круглого окна и посмотреть на сами деревья,то можно увидеть,что они черные и мертвые.
- Да,вижу. Полный мрак. Черные ветки без листьев. Черные стволы. Нет солнца. А верхушки деревьев - шелестят живой листвой.
- Именно.
- Странно,но ощущение,что круглое окно не позволяет деревьям мешать обзорности... Что это за здание?
- Во время войны - здесь был роддом.
- Даже так? Прямо здесь? Я так понимаю,что парк находился непосредственно в зоне боевых действий?
- Да,так и было. Более того,в роддоме без дела не сидели. Удивительная рождаемость была в этом здании. Рожали и днем,и ночью. Без остановок.
- Удивительно. Как доставляли сюда рожениц? Вокруг же были бои?
- А с боем и доставляли.
- Ясно... Страшное время... А что же сейчас в этом здании?
- Ну,центр реабилитации...
- Конкретней.
- Дом престарелых...
- А точнее?
- "Психушка" здесь,откровенно говоря.
- Психиатрическая лечебница?
- Ну,мы не называем это место подобным образом. Для всех обитателей - этот дом и парк стали родными за много лет пребывания здесь. Здесь нет пациентов - мы просто называем их жильцами. Они живут самой обычной жизнью. Просто...
- Просто выходить за периметр - запрещено.
- Не рекомендовано. Или запрещено. Не знаю. При мне никто из жителей парка и попыток не делал уйти отсюда.
- Кто ваши "жильцы"?
- Кто? Те,кто воевал... Причем,с обеих сторон. Вначале - больше тысячи человек проживало здесь. Они сами сюда пришли. Прямо по форме и пришли. С оружием. Его складывали за теми воротами. Бросали прямо на землю. Им выдавали на руки чистое белье и они шли в это самое здание. Молча понурив головы...
- Они так и не примирились,насколько я помню? Сколько лет уже прошло? Двадцать?
- Ну,началось в четырнадцатом... Сейчас тридцать седьмой... Да,больше двадцати лет прошло. Они просто само-изолировались. Для общего блага.
- Для отсрочки более серьезного конфликта.
- Да,все еще впереди. И деревья уже тревожно покачиваются под ветром больших перемен...
- Они просто стали чужими тогда и уступили дорогу тем,кто подрастал,родившись в этом роддоме. Они сыграли роль тромбоцитов. Рана никак не заживала. Они так решили и отложили на потом. Но уже отдав право решать тем,кто родился именно здесь,под дрожание стекол и стен от разрывающихся снарядов. Я понимаю,понимаю... Сколько осталось ребят здесь?
- Уже совсем не много. До сотни.
- Кто знает: возможно,некоторым из них совсем скоро еще удастся собственными глазами увидеть,как решает проблемы новое поколение. Без всяких иллюзий и братских чувств... Держите фотографию. Спасибо за экскурсию. Мне нужно идти. Берегите ребят.
- Куда я денусь. Я сам - один из них.
- Да?
- У нас чужих в парке нет.
- Совсем нет?
- Совсем нет. На его территории - только все свои,братишка...

Я коснулся ладонями своих щек. Трудно определить возраст таким образом. Неужели,я один из них. Но я же не воевал. Или потом было кое-что,о чем я не помню? Или моя память на чем-то оборвалась? Или продолжение следовало? Почему я разыгрываю из себя журналиста? Я часто это делаю здесь? Я не первый раз расспрашиваю об этом круглом окне о Парке имени Куйбышева? Белая рубаха,длинные рукава.. Что это на мне? Пожалуй,присяду. Здесь,под этим черным деревом с зеленой верхушкой. Лавочка. Краска старая шелушится. На ней почти не сидят. Она грязная,а я весь в снежно-белом. Я новенький? О,Небеса...
   Верхушки деревьев тревожно колыхались под круглым и "всевидящем" окном... Пустота щемила в сердце. Что за бред. Надо сваливать отсюда. В гробу я видел этот чертов парк,пусть хоть имени Черта Лысого...


Ну,вот,примерное трактование ощущений от отрезка из собственного сна. Название парка и улицы - из того же сна.

19 января 2015 г.