Блеск и нищета Алисы Розенбаум

Ия Корецкая
        Принято считать, что американцы примитивные, тупые - и они даже, кажется, с удовольствием, поддерживают распространенное о себе мнение. Эта избитая истина верна с точностью наоборот, как большинство штампов. Она основана на вынужденном зависании большинства эмигрантов в определенном слое общества, где действительно книг не читают. Но ведь никто не запрещает их читать, более того - созданы все возможности: прекрасные библиотеки ( которые, поверьте, не пустуют), процветающие разнообразнейшие книжные магазины, Амазон и Киндл, литературные конкурсы в школах и престижные премии. Не говоря уже о том, какими тиражами выходит классика и современные авторы. Посмотрите хоть прозу очень популярной Jodi Picoult (по-русски её фамилия отчего-то транскрибируется как Пикоулт), действие одного из триллеров которой, например, целиком построено вокруг реминисценций дантовского ада (курс о Божественной комедии ведет в университете жена героя. Правда, это странно: целый курс по Данте для медиков и юристов?) Детектив об изнасиловании подростка, вращающийся вокруг литературного произведения? Ведь и Дэн Браун замахивается  не на меньшее чем культурный код, хотя в случае Да Винчи раскрытый код оказался пошловатым – всего лишь больше секса, хорошего и разного. Культурный код, а не авианосцы – основа западного мира; не будь его, и авианосцы бы не появились. Над ним работают проповедники и антропологи, лингвисты и психотерапевты, разведчики и адвокаты.
        Традиция имеет глубокие корни, идущие от обязательного классического образования для английских джентльменов, которое пуритане из Кембриджа перенесли через море в Гарвард и Йель. Основателями многих университетов и колледжей были богословы, как знаменитый Джон Эдвардс, дед вице-президента Бэрра, но продолжили традицию интеллектуалы.  Не  забудем, что читать лекции и и преподавать в университетах приходят самые выдающиеся деятели бизнеса и политического руководства, и наоборот – политика полнится профессорами, обычно юристами. Барак Обама – самый недавний пример.
        Кстати, в основе сюжетов всех книг Пикоулт – судебные процессы.  Убийство, криминалисты, адвокаты, состязание сторон, дело начинается и кончается в суде. Закон – альфа и омега бытия, религиозный и общественный институт, слепок общества и передовой край новой этики. В зале – присяжные, простые граждане из глубинки, которые борятся за справедливое воздаяние, иногда со своими собственными предрассудками, некоторые за время процесса открывают целые миры в себе и перерождаются полностью, судья же согласно прецедентному праву свободен вынести собственное парадоксальное решение. Книги Пикоулт – в каждом супермаркете, и она – прямая наследница Достоевского, которого так ценят американцы. Приключения духа и новейшие биотехнологические прорывы четко оформлены в  рамках правовой системы.

        Еще об американской тупости. В общественной средней школе, действительно, никого не заставляют учиться. Зачем? Любому классовому обществу невыгодно плодить умников, так как на вершине пирамиды есть ограниченное количество мест, и большинство из них заняты потомками пассажиров "Мэйфлаура". Если приписываемая Стругацким идея замкнутых кругов внутри общества Островной Империи реализована где-то, то именно в Америке. Социальные слои имеют между собой крайне мало общего: они живут в разных районах, отдыхают на разных  курортах, их дети учатся в разных школах. В лучших университетах преимущества при поступлении имеют родственники выпускников, не говоря уж о распространенной системе рекомендаций от "уважаемых людей" – в  Вест Пойнт попасть, например, можно только по рекомандации конгрессмена , а то и двух, точно не помню. Система, однако, не сводится к сегрегации, и открыта для талантливых людей со стороны – будь ты хоть негром преклонных годов или сыном неприкасаемого тамильского уборщика. Американцы – прагматики, имеющие крайне мало предрасудков. Вместо ай-кью отбор происходит по результатам деятельности. Грубо говоря, племянница Кеннеди не обязана выходить замуж за миллиардера и сливать семейные капиталы, но вряд ли выскочит и за простого шерифа – чтобы завоевать её, придется попотеть. В этом мире крайне важна репутация, и хотя сексуальная ориентация сама по себе больше не считается помехой, но жена цезаря должна быть выше подозрений. Назначая, например, судей – кандидата шерстят начиная с детского сада, опрашивая коллег, соседей и троюродных братьев насчет аморалки и антиобщественных тенденций. За назначенных им губернатор отвечает головой, и ежели чего вышло, общественность и пресса не преминут спросить вплоть до скандала, отставки и тюремного заключения.
        Американская юриспруденция очень сложна – прецедентное право не сахар, каждый штат имеет свою конституцию и особенности. Поэтому так долго учатся и много зарабатывают адвокаты. Американская политическая система, кажущаяся простой, очень сложна. Многие слышали, например, о выборщиках, о репрезентативном представительстве, но это только верхушка айсберга.

       И тут мы подходим к заявленной теме. У определенной категории эмигрантов, попавших на готовенькое в обустроенную для них эльфами волшебную страну,  так и чешутся руки радикально чего-нибудь улучшить. Не говоря уже о тенденции неофитов быть святее папы римского, дураки страдают рвением не по уму. Многие, слегка подучив язык, обнаруживают, что в Торе есть ошибки, Коран надо переписать, и вообще негров распустили! Попадает такой твердокаменный диссидент Буковский (который даже потомства принципиально не завел, потому как можно отрываться на такие глупости от борьбы с советским режимом) в райские кущи Запада – а там кругом толерантность, госпланирование и ювенальная юстиция, мама не горюй! И давай звонить в колокол. Выродились, предали собственные идеалы, тщательнее надо, бороться и искать, найти и желательно поставить нашего героя во главе, а уж он всем покажет кузькину мать! Воскресит Маккарти, возродит белую расу, вырежет арабов и разбомбит Россию.
        К чести Запада, бодливым коровам рог никто не давал, начиная с белой эмиграции и кончая вермонским затворником. Местная элита, глядя на проигравших страну поручиков Оболенских и бородатых Сим Симычей, втихомолку крутила пальцем у виска. Единственными литераторами, сделавшими хоть попытку интегрироваться в реальную западную культуру, были Набоков и Лимонов. Практически единственной эмигранткой, осуществившей американскую мечту о влиянии на политику – Алиса Розенбаум. Трудно сказать почему. Литературно она бездарна. "Атлант расправил плечи" = "Как закалялась сталь " с обратным знаком, калька с советских производственных романов. Этика "разумного эгоизма" сперта у Чернышевского. Философская система, символизируемая знаком доллара, вторична и смешна. С политической программой, зады которой настойчиво твердят Новодворская и Латынина,  мы все знакомы. Что же в Эйн Рэнд так привлекло практичных бюрократов, что они её и в комиссию по антиамериканской деятельности, и в Вест-Пойнте речи говорить, и целый институт создали?
         А то же самое, что и в экономистах чикагской школы – это теории на экспорт. США, как известно, пылесосом высасывает мозги со всей планеты, и там, на горных пажитях, собирает мед гениальности и предприимчивости. Да не всякий мед  пасечнику на стол, друзья мои. Улучшить родину чикагским экономистам не дали, а послали их десантом в Чили и Россию, которых не жалко. Усовершенствовать американский политический курс Эйн Рэнд тоже никто не предлагал. Так, дали гайку подкрутить. А внутрь – ни-ни, там серьезные люди из Гарварда и Йеля с нужными предками и связями, там все на заказ делано, двести лет проектируют.
        Пока бродящая в заколдованном круге от консерватизма к либерализму Россия выясняет, что это было, Запад идет вперед, совершенствуя социальную систему отнюдь не по лекалам Алисы Розенбаум. Хотя и от неё взрослые дяди, возможно, какую-то крупицу взяли – отчего ж полезное-то не взять? Это туземцы пусть выбрасывают наработанное в жерло вулкана, ритуально десталинизируются и ждут пароходов с волшебным карго. Алые паруса несут к ним либертарианство, национализм, разбивание лба в церквях и новые айфоны. Гряди о невеста блаженного Гайдара, мученика Ходорковского, исповедника Чубайса и прочих Дворковичей  во славе своей! Это ничего, что после них поле вытоптанное да счета в оффшорах. Главное – владеть Истинно Верным Учением Эйн Рэнд, а с истинно верным учением мы таких дел нагородим – куда там тупым американцам!