Копанец

Елесичев Владимир
  Случай этот произошёл, когда я был беззаботным мальчишкой, мне было лет двенадцать-тринадцать.
 Лето в тот год было довольно жаркое, и мы с ребятами почти не вылазили из местного пруда. Пруд этот, на краю деревни, был ещё с незапамятных времён. Его когда-то давно чистили, углубляли, выравнивали берега, но с тех пор он  снова порядочно обмелел.
 В одной половине пруда было неглубоко, и там чаще булькались дети помладше, обычно под присмотром взрослых. Мы же, будучи постарше, купались в другой половине, где до дна было метра два, два с половиной. На берегу соорудили из широкой толстой доски нырялку, и вовсю развлекались, ныряя и солдатиком, и бомбочкой, и как получится.
 Нас, деревенских пацанов, было не меньше двух десятков разных возрастов, как говорится - от мала до велика. Да на целое лето приезжали на каникулы из городов наши ровесники.
 Так как целыми днями в пруду бультыхалось маловозрастное население деревни,  вода в нём не успевала отстаиваться и была  совсем не кристальной чистоты.

 В начале лета, это происходило почти каждый год, к нам приехали из тогда ещё Ленинграда мамин брат дядя Лёня со своей женой тётей Надей. С ними приехали их дети, наши двоюродные брат Серёга и сестрёнка Оля. Серёжка был на четыре года младше меня, а Оля была младше брата на два года.
 С первого дня приезда мы с Серёгой не расставались ни на минуту и целыми днями пропадали на улице. Обувь почти на всё лето была заброшена в дальний угол, и мы босиком пылили по дорогам, носились по лугам, поедая щавель и прочую съедобную растительность.
 В те года проводились работы по мелиорации, по всей области осушали болота, копали канавы.
 И вот где-то километрах в трёх от деревни, недалеко от проходящей мимо  дороги выкопали так называемый противопожарный водоём.
 Глубина его была не меньше трёх метров, Когда его копали, землю всю высыпали на одну сторону, и получилась изрядной высоты насыпь на берегу копанца, так мы его назвали. Ещё называли трёхметровкой - по глубине.
 На вершине экскаваторотворного вала мы с друзьями моего возраста и постарше установили нырялку, правда нырять с неё решались далеко не все.
 Вода в копанце была несравненно чище, чем в деревенском пруду. А три километра до него мы за расстояние не считали. Единственное - очень уж нам досаждали комары, так как кругом был лес. Но мы разжигали костёр и подкидывали в огонь сырую траву , устраивая дымовуху, чтобы спасаться от них. Разводили костёр на вершине насыпи, сам очаг был аккуратно обложен по кругу камнями, да и вокруг были голый песок, да камни.

 Обычно мы приходили сюда большой компанией, но в тот день, не помню уже почему, мы с Серёгой отправились на копанец вдвоём.
 Как всегда, вначале мы разожгли костёр. Потом разделись и начали прыгать с нырялки. Скоро нам поднадоело постоянно лазить наверх, чтобы в очередной раз нырнуть, и мы решили плавать наперегонки.
 В ширину копанец был метров пять-шесть, и мы уже не один раз переплыли его туда и обратно.
 В очередной раз подплывая к берегу, я  обернулся и не сразу понял, что произошло - Серёги в воде не было. Не было его и на берегу. Я уже подумал, что он решил так надо мной пошутить, как вдруг на середине трёхметровки появилась голова с вытаращенными глазами и беззвучно открывающимся ртом.
 Серёга пытался грести, но у него ничего не получалось, и он снова скрылся под водой. Я оттолкнулся ногами от берега и поплыл к нему, с ужасом понимая, что сил у меня тоже почти не осталось.
 Подплыв к тому месту, где Серёга ушёл под воду, я уже собирался нырять, как вдруг голова его снова показалась на поверхности. Я попытался схватить Серёжку за волосы, как это советуют в таких ситуациях, но в начале лета нас подстригли наголо, и волосы ещё не успели отрасти.
 Серёга совсем выбился из сил, и уже с трудом шевелил руками. Я боялся заплыть вперёд, чтобы он не схватил меня - тогда бы мы точно пошли на дно.
 Кажется из последних сил я толкал его в шею и хрипел:" Плыви, плыви!" Ужас сковывал мои движения, но я толкал и толкал Серёжку. Голова Серёги при каждом толчке уходила под воду, но понемногу всё же мы продвигались вперёд, хотя плыть  уже не было никаких сил. Пробовать оттолкнуться ногами от дна не имело смысла, под нами было три метра воды.
 
 Не помню, какие мы совершали телодвижения, но всё таки Серёга уже держался за берег, кашлял, хрипя и трясясь всем телом. Я почти уже ничего не соображая, лез на берег, так же хрипя, цепляясь за камни и за Серёгу.
 Мы лежали внизу насыпи, почти в воде, плакали и смеялись одновременно, не в силах сказать хотя бы слово.
 Спустя какое-то время мы выбрались на вершину насыпи, накидали дров в костёр, пытаясь согреться.
 А с неба ярко светило солнце, пели птицы, так же надоедливо пищали комары. Был прекрасный солнечный летний денёк.
 Отогревшись и придя в себя, мы поняли, что чуть было не погибли оба буквально в двух метрах от берега, потому что глубина три метра была по всей площади копанца. Просто в результате наших состязаний мы увлеклись и совсем не рассчитали свои силы.
 Разговаривать нам не хотелось, да и сил не было ни физических, ни душевных. В нескольких словах мы клятвенно пообещали друг другу никому не рассказывать о происшествии и поплелись домой.
 Добравшись до дома, мы без сил рухнули на сеновале на постель под марлевым пологом и уснули, как убитые.
 
 Об этом случае мы с Сергеем рассказали родным будучи взрослыми, уже смеясь и подшучивая друг над другом.

 Так же, будучи взрослыми, мы опять чуть не утонули, но уже в озере во время охоты. Но это совсем другая история.


                ********************************************