Цари и Боги

Евгений Габелев
Что вы за звери такие, если поклоняетесь такому богу…



 

Посмотрел недавно Исход. Господи, какой удивительный бред.

 

Не стану пересказывать библейский сюжет, желающий может открыть первоисточник… но почему-то на висевшем у нас рекламном плакате Моисей был изображен в доспехах с российским двуглавым орлом.

 

Потом плакат сняли, но осадочек остался.



 

КИНО

 

В сущности очень милое кино.

 

Картина прекрасна сценарием, полна мистицизма и наполнена игрой настоящих профессионалов. Очень красочны сцены Казней Египетских и морских вод, смывающих войско безжалостного фараона.

 

И другие места не хуже.

 

Эпическое полотно, подобное Звездным Войнам и Властелину Колец. Парад спецэффектов, недостает лишь Саурона и архангелов-инопланетян… но Бог, принявший облик жестокого ребенка перекрывает все.

 

Моисей при этом являет собой нечто среднее между Фродо, Гзндальфом и Люком Скайвотером. Характерно что режиссер забрал у него классический посох, видимо чтоб избежать прямого отсыла к Гэндальфу.

 

Теперь у него в руках волшебный меч.

 

Собственно, фигура Пророка здесь не просто средне арифметическое меж героями иных саг, но скорее являет собой эволюцию от одного к другому. Сначала он Фродо, занятый лишь собственными удовольствиями.

 

Встреча с Гэндальфом… явившимся ему в виде Бога, перевернула его мир, разрушила привычные представления о себе и отправила в странствия. Он должен спасти мир и расплавить Кольцо Власти фараона.

 

По мере приближение к вершине, он сам становится Гэндальфом, могущественным магом, седеющим непреклонным патриархом, не знающим жалости, сомнений и мирских забот. Отныне он орудие высших сил.

 

Естественно высшие силы и обращаются с ним как с орудием. Не слишком тревожась о его чувствах, семье и простых удобствах. Бог превращает его в свой меч, и рубит им направо и налево. Кровь течет как река Нил.

 

Меч у пророка кстати вполне джедайский.

 

И еще, древние египтяне, на совете у фараона ведущие себя как современные западные менеджеры в совете директоров продвинутой ай-ти корпорации. Вот один вышел перед царем и делает презентацию.

 

Остальные что-то пишут в планшетах, разве что нет твиттера. А еще на них доспехи времен позднего Рима и расцвета Византии… ну это ладно, так красиво, что придираться к таким пустякам, дело не в этом.

 

Но сам образ мыслей, способ их выражать и эта фривольная манера держаться… трудно представить, что так ведут себя с Живым Богом.

 

Но бог это отдельная песня.



 

БОГИ

 

И все бы у них было хорошо, если б не бог.

 

Бог изображенный в виде всемогущего и жестокого ребенка-дебила. Глупое лицо, неудачная стрижка, пустые глаза… и дела им под стать. Бог, сотни лет державший народ в египетском рабстве вдруг решил порулить.

 

Где-то гулял, а потом вспомнил что есть люди.

 

Тема отсутствующего бога, удалившегося от созданного мира, либо умершего и замененного неким могучим самозванцем, самовлюбленным, алчным и озабоченным лишь поклонением людей, известна давно.

 

Она составляет центральное ядро раннехристианской гностической мистики и выросшего из нее европейского сатанизма. Видно автору ближе именно эти идеи… хотя в реальной Библии все намного страшней.

 

Библейский бог настоящий, и он бесконечно лют.

 

Библейский бог убивает людей как тараканов, просто так, или для достижения неких собственных не вполне ясных целей. Причем делает это руками своих пророков и Избранного Народа, тоже постоянно истребляемого.

 

При этом он явно не в ладах с логикой. Не говоря уж про умение объяснять свои замыслы людям. Судя по всему, с другими богами отношения у него тоже не сложились. Возможно, они просто изгнали его, или он потерялся.

 

В фильме бог производит впечатление Маугли. К сожалению сильного, но совершенно внеморального. Он за пределами добра и зла, он убивает играючи, мучает, разрушает, вместо того чтобы просто спросить.

 

Как отбившееся от стаи существо иной расы, бесконечно могущественной и древней… и есть мистические учения, что изображают его именно так. Раньше их адептов жгли на кострах, а сейчас они снимают кино.

 

Но почему-то никто не кричит о защите чувств.

 

Прямой противоположностью безумному богу в фильме предстает Живой Бог, богочеловек фараон. Типичный ницшеанец, царь-философ, вместилище живых человеческих чувств, с детства испорченный властью.

 

Встреча двух богов, повторяющаяся на протяжении фильма несколько раз с все большим трагизмом, дает напряжение и стержень фильму. Естественно, мальчик-бог не является сам, подло действуя через пророка.

 

Сцена их финальной битвы действительно потрясает. Но еще сильней момент, когда фараон с мертвым сыном на руках бросает пророку свой упрек.

 

Что вы за звери, если поклоняетесь такому богу.



 

ЛЮДИ

 

Где взять других богов при таких людях.

 

Благодаря фильму мы понимаем, что еще можно ждать от людей, верящих и поклоняющихся такому богу... да и любому богу вообще. Кино возвращает нас к реальности, напоминая о сути человеческих убеждений.

 

Хотя многое осталось за кадром или идет эпизодом.

 

Первая из трех аврамических религий начинается с насилия. С жестокого насилия, учиненного во имя веры. Спустившись с горы где беседовал с богом, Моисей видит своих соплеменников, славящих Златого Тельца.

 

Видимо это был один из египетских или азиатских богов, некоторые из которых изображались в виде быка или человека с бычьей головой. Культ священных быков вообще широко распространен в древности.

 

Они создали статую своего бога и говорили с ним.

 

Думаю, у этих людей были свои убеждения. Своя религия, живущая в сердце. Святыня, изображение коей они воздвигли, судя по всему из позолоченной меди. И что же делает Моисей при виде их веры…?

 

Он уважает их чувства…? Он с уважением относится к их вере, убеждением и религиозной святыне…? Черта с два. Он разбивает священное изображение, глумясь над их чувствами. А затем приказывает убить.

 

Убить своих соплеменников, вина которых  заключалась в том, что они имели религиозные чувства, отличные от чувств Моисея. Впоследствии его наследники всегда поступали так, ибо им это завещал бог.

 

Естественно, так поступали и адепты следующих двух аврамических религий, отплатив израилю той же монетой. Что делали христиане, встретив язычников? Что делали мусульмане, решившие покорить мир…?

 

И что делают эти люди сегодня…?

 

Сегодня эти люди приходят к нам и требуют уважать их чувства. Требуют уважать свою веру, центром которой является убежденность в праве убивать тех, кто верит иначе. Убивать всех тех кто имеет иные чувства.

 

Так, как это делали древние евреи три тысячи лет назад. Так как это делали христиане на протяжении пятнадцати веков. Так как это делали мусульмане с самых первых своих шагов. Так как велит их Книга.

 

Люди, никогда не уважавшие чужих чувств, не уважавшие чужой веры, требуют уважать свою. Требуют уважать их чувства, или они начнут убивать.

 

А вы будете сидеть и поддакивать.





Вот такое кино. И вот такие мысли он она меня навеяло.

Эх, это вы еще Махабхарату не видели.
Но может еще посмотрите.

 

А я пойду Левиафана пересмотрю.

Вдруг полегчает.

 

Как знать.



 

Так что, смотрите сами.


 

P.S.

 

Совершенно непонятно почему еще никто не убил режиссера и всю съемочную группу. Где хваленый израильский спецназ, тайная гвардия Ватикана, или может быть десантно-диверсионные войска Египта...

 

Или эта карикатура никого не оскорбляет…?