Чайная пара

Татьяна Маношичева
      Зарисовка по памяти.

 Ох, не бывает плохих свекровей. Не бывает! Бывает просто психологическая  несовместимость, которая или разрастается в нечто похожее на неприязнь с уже необратимыми процессами, в которые вовлекается все окружение  обеих родственных сторон или она, то бишь,несовместимость «рассасывается» сама собой. В последнем случае  все заканчивается  рождением огромных чувств, объединяемых одним чувством женского рода – любовью.Чтобы произошло последнее, надо быть терпимыми,ждать,надеяться и верить.Это мое мнение.

Сегодня с высоты прожитых лет, легко рассуждать, а  тогда сорок с лишним лет назад я растерялась.
Мы с мужем учились в Ленинграде. За год до окончания учебы решили пожениться. Его родители жили в Карелии на границе с Финляндией. Въезд в пограничную  зону был по пропускам. Мне выслали приглашение,на его основании оформили в милиции пропуск и на зимних  каникулах вместе с будущим мужем  я поехала знакомиться со своей будущей свекровью.

 Добраться до карельских лесов можно было разве что, образно выражаясь, на "перекладных". Из Ленинграда в общем вагоне поезда каких то триста восемьдесят километров мы ехали двенадцать часов. Местность в тех краях  болотистая и поезд шел медленно,останавливаясь на многочисленных полустанках....
 Не успели отъехать от Ленинграда,как на станции Приозерская в  вагон поезда вошел пограничник.Пройдя по вагону,он проверил у всех документы и сев на боковое сиденье, остался в вагоне до станции с мудреным финским названием Янис-Ярви. Дальше  была уже бывшая финская территория. Я была удивлена,что  все станции и полустанки в направлении финской границы в советское время  сохранили  финские названия.
На станции Янис-Ярви встречались два поезда -один,шедший из Ленинграда в Петрозаводск,а второй в обратном направлении. Наш вагон отцепили от состава и оттащили на запасной путь,а поезд ушел в Петрозаводск. Мы вышли из вагона на перрон. Собственно то перрона и не было.
Из вагона пассажиры спрыгивали на насыпь из гравия.

Сам поселок не просматривался из-за сосен и берез,коими было окружено деревянное здание станции. Помещение вокзала было просторным и обогревалось одной круглой печью-"голландкой".Пассажиров было немного.Они,как и мы,ждали прибытие поезда из Петрозаводска.
Деревья и кустарники буквально "сбегали" с гор, видимо,цеплялись за грунт в расщелинах между огромных валунов. Красотища была неописуемая. Прогуливаться по тропинкам пришлось недолго.Петрозаводский  поезд  подошел тихо и буднично. Долго не стоял.Буквально через минуту он отправился в сторону Ленинграда. Сошедших пассажиров было немного.Было интересно наблюдать,как все стоящие в ожидании пересадки,здоровались и обменивались новостями.Все друг друга знали.

Внезапно откуда то из-за горы появился красавец паровоз.Настоящий,с огромной красной звездой на широкой "груди",свежевыкрашенный в черный цвет. Я такие видела только в кино про войну. Ему на тот момент было лет пятьдесят. В народе его называли "чух-чух". К нему то и прицепили наш вагон. Подсаживая друг друга,мы буквально взбирались в вагон с высокой насыпи,что рядом с полотном.  Паровоз выпустил пар вместе со свистом, крякнул и медленно,набирая скорость, повез нас в сторону станции с не менее интересным финским  названием - Ляскеля.

Хорошо помню тот зимний солнечный день, мое душевное состояние. Из поселка, что за семь километров от этой станции, к поезду приходил заводской автобус. Среди встречающих была и мама моего жениха. Поздоровались сдержанно, ехали молча, так же молча я сделала свои выводы, а  будущая свекровь свои.

 Когда уже шли  по деревянным тротуарам(мосткам,как называли их местные жители) к дому, чтобы хоть как то разрядить обстановку, Вася, так звали моего будущего  мужа, все расспрашивал маму о здоровье, о работе и как бы невзначай спросил: «Ты, наверное, уже там все  наготовила?». Будто ожидая такого вопроса, его мама ответила: « Ага,щас! А вот, что сами приготовите, то и будете кушать». Вася растерялся только на мгновение, быстро все сгладил, пообещав опустошить погреб. Я же подумала, что, наверное, она после ночной смены вот и не успела приготовиться к встрече.....
Мысленно я уже представляла,как бы приготовилась моя мама к встречи будущего зятя.Услышать такой ответ от мамы Васи я была не готова.

 Будущая  свекровь работала по сменам старшим бракером на лесоторговой бирже  при  лесозаводе. Будущий свекор встретил приветливо и был более разговорчив. Он меня встретил уже как члена семьи.Предстоящая встреча была для него поводом для хорошего застолья.Все,что касалось традиционной закуски, у него имелось в достатке,но это я узнала позже.
  Поселок был не газифицирован, готовили кушать на печке, а она отапливались  дровами. В доме было тепло. На плите стоял ведерный чугун с горячей водой.
Сварить картофель « в мундирах»,поставить на стол соленые грибочки и соленый лосось не составило труда. Увидеть большую бочку засоленной рыбы  мне довелось впервые." Это еще что! Вот раньше у нас и ягоды и грибы -тоже бочками стояли!"- сообщил мне Вася. Отец Васи дары леса и  дары Ладоги «промышлял»,как он говорил, сам  и солил все это богатство тоже сам.
 
Теперь уже не помню, что мы подарили в тот первый совместный приезд отцу Васи, а вот его маме мы подарили красивую чайную пару. Три дня я ловила на себе взгляды мамы Васи. Она меня  ни о чем не спрашивала - это делал его отец. Будущая свекровь вслух произносила только дежурные фразы..
 В последний день перед отъездом она  решила приготовить пельмени. Когда  увидела, как она начала замешивать  пельменное тесто, я имела неосторожность ей сказать: «А моя мама делает это не так!».

Надо было видеть её реакцию!... Перестав месить тесто, она медленно очистила от него руки, сняла фартук, и только тогда, подняв на меня глаза, произнесла: «Ой, как хорошо! Ну-ка, покажи -ка, как это она делает!»,пододвинула ко мне миску с мукой и села на табурет рядом со столом,сложив руки на груди.
Она села,а у меня ноги буквально подкосились.
А что я могла показать, если к тому времени я ни разу  в своей в жизни самостоятельно пельмени не делала?
Собралась с духом и приступила к "производству",в точности повторив все движения и действия  моей мамы.
 Как горело мое лицо,  и тряслись мои руки, я помню до сих пор. Но будущая свекровь была мудрой  и не сделала мне ни одного замечания.
Мы обе были женщинами и обе ревновали,но каждая  по - своему. Я понимала,что для будущей свекрови это была еще и стратегия.
Всю жизнь,начиная делать пельмени,я вспоминаю тот случай и почему то ощущаю волнение.
Истинную причину её ревности я узнала только спустя  двадцать лет,причем рассказала о ней свекровь сама моей старшей дочери,когда та спросила ее почему она не выбросит старый чайник,дескать,мама же вам подарила новый.
Она сама нашла себе невестку из числа молодых практиканток, приехавших на завод. Предполагаемая женитьба сына на мне спутала все её планы,ведь после окончания учебы мы должны были уехать далеко от его родителей.
Дочь по секрету рассказала эту историю мне и мы больше не настаивали сменить чайник.....

Свадьбу  сыграли на Урале, где жили мои родители, куда мы были распределены на производственную  практику.Деньги на свадьбу прислала свекровь. Из родственников мужа на свадьбу не приехал никто.
Самое трогательное поздравление мы получили из Ленинграда от троюродной тетки мужа. Вот уж по истине верное наблюдение: "чем дальнее,тем роднее". Она - то потом и рассказала мне, что все родственники были против нашего брака, но об этом  открыто мужу не  решился сказать  никто."Не обращай внимания,они поймут,что были неправы. А три добродетели всегда будут с тобой.Ты их знаешь - это надежда,вера и любовь"- посоветовала она  тогда.

Так сложилось, что у родителей мужа я бывала чаще, чем он сам. Сначала привозила маленьких детей на все лето, а в августе их забирала. Потом стала  их привозить на все каникулы в мае и забирать в конце августа. И каждый раз, бывая у них, я видела, как свекровь,попив чай, бережно убирала свою чашку с блюдцем, ту самую, что подарили ей мы. Так было и пять, и десять лет, и двадцать лет  спустя. Однажды, я мыла посуду после обеда и  увидела, как свекровь убирает не мытую чашку, отстранив мою руку.  Поймав мой взгляд, заметив мое удивление, она произнесла: « Нет, нет. Я сама помою потом. Лучше убрать  грязной чашку, но целой, чем чистой, да не  дай Бог, разбитой.  А разбитая чашка, как и судьба,разбившись, целой не становится».
 
Я никогда не  чувствовала отчуждения со стороны родителей мужа. Скажу больше, что вырастив двоих детей, я не купила им ни одной игрушки или какой то вещи.Ничего - за меня это делала свекровь,учитывая все до мелочей. Посылки с детским финским  питанием, со сладостями,  конфетами и детскими вещами, с игрушками и школьными принадлежностями приходили регулярно.И что интересно,чем старше становились девочки,тем чаще приходили посылки.Причем,свекровь никогда не забывала положить в каждую посылку по гостинцу и нам с мужем. На каждый свой день рождения я получала от свекрови  денежный перевод. Так продолжалось все двадцать два года,вплоть до её смерти.

В тот год я не хотела везти младшую дочь  в Карелию. Мужу так и казала : « Она уже же большая, может дома оставаться самостоятельно, да и фруктов на даче предостаточно». Наш разговор дочь  услышала, а ей тогда пошел десятый год. Она села напротив нас и обращаясь ко мне, сказала: «Бабуля старенькая, а если она умрет в этом году , а вы меня не повезете? Я вам этого не прощу!». После таких страшных слов, вспомнив выражение, что «устами младенца глаголит истина», я её все- таки согласилась   отвезти.
 В августе, когда приехала забирать дочь, у меня со свекровью произошел откровенный разговор.
Дождавшись, когда  свёкр  с дочкой ушли на озеро, она попросила меня сесть напротив  неё. Устроившись поудобней, поставив ноги на подставку у стола, положив руки на стол, словно ученица на уроке, она стала говорить, попросив её не перебивать.
Сначала рассказала, где будет стоять чемодан, с приготовленными «на смерть» вещами: " Он ведь перепугается и не сообразит в той суматохе,что чемодан то стоять будет у него под кроватью.Вот ты или Вася ему и подскажите!" Назвала прятку  с деньгами, на тот случай, если  вдруг чужие люди попадут в дом «потом» первыми: "Мало ли чего!Всяко случается.Вдруг помру,а соседи обнаружив,вместо того,чтобы скорую да милицию вызывать,кинуться деньги в сундуке искать,да холодильник опустошать!"
Я слушала её,  онемев, чувствуя, что сейчас она скажет еще что-то очень важное.
Так и произошло. Немного подумав, она извинилась передо мной, что была против нашей женитьбы. Поблагодарила за подаренных внучек, за мое отношение к ней.  В заключение нашего разговора, она произнесла слова, которые  я уж точно от неё не ждала услышать:
«Породу моего мужа и твоего тоже я знаю лучше тебя. Это эгоисты. Уж я то ладно. После войны выбирать было не из кого. Если считаешь, нужным, не терпи эгоизма и не только его. Ты знаешь о чем я. Еще молодая и красивая. Успеешь создать новую семью.  Я говорю тебе это от чистого  сердца,не смотри,что я твоя свекровь. И еще. Тебе столько лет не нравился наш старый чайник.
 Ты не понимала, почему я его не выброшу,почему тряслась над ним, хотя уже и новый  в подарок привезла.Только сегодня я его заменила.  Да потому, что он принадлежал той несостоявшейся невестке. Когда она узнала, что сын на ней не женится, уехала из поселка навсегда,чайник же этот оставила.Оставила без заварного чайника - без его пары.
 А сегодня  вдруг показалось,что  все эти годы он был  мне не подарком,а просто укором.
Вашу же чайную пару я старательно берегла,всю жизнь боялась,что если она разобьется, то разладиться и ваша жизнь. А так вот  попью чайку из неё и вас рядом ощущаю. Ты забери её потом в любом случае... 
 Считай, что я камень сняла со своей души».

 Слова дочери в тот год и впрямь  оказались пророческими. Спустя три месяца свекрови  не стало. На похороны ездил муж.Я передала ему последнюю просьбу свекрови и попросила забрать из родительского дома только её чашку.
  Еще  через пять дней после его возвращения  мы получили письмо от свекрови.
Увидев знакомый почерк,я была не просто удивлена.
По штемпелю на конверте стало понятно,что опущено оно было в почтовый ящик в день смерти. Почерк был неровный,с массой исправлений. Шло долго, больше десять дней.
 Это было письмо- завещание, письмо- просьба, письмо- пожелание, письмо - извинение.Это была  последняя весточка от мамы.
 
Она очень сожалела, что изначально была не права по отношению ко мне и молила Бога, чтобы её внучкам повезло со свекровями больше.
 Я же всю жизнь считала, что свекровь меня любит. Любила её и я, потому, что она отдала мне своего  любимого сына. Люблю и сейчас. Назвать её матерью моего мужа язык не поворачивается. Для меня она была и остается мамой.

Чайная пара свекрови уже почти двадцать лет после её смерти, словно талисман, стоит в серванте на самом видном месте. Два раза в год я пью из неё чай - в день рождения и в день смерти свекрови.
 Пью чай и ощущаю её рядом. Знаю, что она была бы не против.