Наркоз

Вера Вавилова-Кириченко

    Ольга торопилась на занятия в институт. Сегодня впервые при удалении зубов будут использовать наркоз. В 70-ых годах, когда наука упорно прокладывала себе дорогу, посещение стоматолога всё ещё было сопряжено со страхом и муками. Мечта о безболезненном лечении будоражила многие умы. Мечтали об этом и пациенты.
-  Пришёл, сел, закрыл глаза, а проснулся  -  нате вам, пожалуйста, все пломбы стоят, все корешки в плевательнице. Красота!

    Оля быстро натянула белый халат, докторскую шапочку и вместе с группой студентов вошла в просторный стоматологический кабинет. Дмитрий  Иванович  -  молодой ассистент кафедры объяснил, что наркоз закисью азота будет подаваться через носовую маску. Чтобы он был достаточно глубоким, надо затампонировать глотку, зафиксировать роторасширитель и можно работать. Он также предупредил, что закись азота иначе называется «веселящий газ», что пациент может вести себя неадекватно и, что сквозь наркотический сон он слышит все звуки. Поэтому никаких лишних разговоров, замечаний и реплик, а тем более смеха.
 Пока преподаватель разъяснял цель занятия, под дверью скопилась внушительная очередь. Начался приём больных. Первым зашёл молодой парень с распухшей щекой. На лице отпечаталось страдальческое выражение, в глазах светилась мольба о помощи.
-  Мы  удалим вам зуб под наркозом. Вы ничего не почувствуете,  -  убедительно заявил Дмитрий Иванович и надел на пациента носовую  маску. Парень несколько раз вдохнул носом газ, и лицо его расплылось в блаженной улыбке, глаза закрылись.
-  Откройте рот,  -  скомандовал хирург. Но парень и не думал подчиняться приказам.
-  У неё голубые глаза, такие бездонные, как море, -  шептали его губы.
-  А волосы шелковистые, каштановые спадают по белым плечам.
Ритка прыснула со смеху в кулачок. На неё зашикали, а препод погрозил пальцем.
-  У неё бархатистая кожа, нежная грудь…
-  Роторасширитель ставьте, тампонируйте скорее,  -  командовал Дмитрий Иванович. Ритка, зажав рот, вылетела в коридор. Ольга никак не могла вставить злосчастный роторасширитель. А парень продолжал во всех красках описывать свою подружку. Наконец, дело было сделано. Зуб лежал в плевательнице.
-  Класс! Я ничего не почувствовал,  -  улыбнулся пациент. Может он что-то заподозрил в лукавых улыбочках молоденьких студенток, а может был рад, что избавился от боли.
-  Ребята, надо наркоз на себе испытать. Узнать, какие ощущения,  -  сказал Олег.
-  Вот ты и садись. Мы тебе парочку зубов дёрнем.
-  Да, у меня они все здоровые. У кого корешки есть на удаление?
-  У меня два есть,  -  нерешительно сказала Зина.
-  Вот и хорошо. Мы тебе сейчас под наркозом их ликвидируем,  -  решительно заявил Олег.
-  Но они у меня не болят, -  взмолилась Зинаида.
-  Так заболят. Не дрейфь. Видишь, как классно получается. Потом нам расскажешь свои ощущения.
     Все стали убеждать Зину  пожертвовать своими корешками ради науки. Приводилось масса примеров из истории и множество доводов. Наконец, робкая Зина не выдержала такого напора и согласилась.
   Зинаида была бледненькой хрупкой девочкой невысокого роста с размером ноги 32. Видимо для неё доза наркотического вещества оказалась большой, так как через несколько секунд она закатилась оглушительным пьяным смехом. Она запрокинула голову, закрыла глаза и продолжала хохотать, что-то бормоча себе под нос. В этот раз студенты не растерялись. Быстро затампонировали глотку, вставили роторасширитель. Зина  вдохнула ещё раз и успокоилась.
   Олег вытащил корешок, как семечку из подсолнуха. Окрылённый успехом, он наметился на второй, но Зина вдруг задёргалась в кресле и заорала, как сирена скорой помощи. Глаза всё так же были закрыты, но вся её энергия выплёскивалась в оглушительном крике. Подруги схватили её за руки, придержали голову, а Олег хладнокровно тащил второй корешок. Зина быстро приходила в себя. Она посмотрела на окружающих пьяными глазами и , улыбнувшись произнесла:
-  Ой! Девочки, как будто бутылку шампанского выпила. Голова-то, голова прямо кругом идёт, -  она пьяно засмеялась.
-  А чего ты орала?  -  спросил Олег.
-  Когда?  -  удивлённо вскинула брови Зинка.
-  Когда? Когда? Сейчас. Видишь, под дверью ни одного пациента не осталось. Все разбежались от твоего крика.
Зина наморщила лоб, пытаясь вспомнить происходящее.
-  А – а – а, -  протянула она. -  Это мне показалось, что светильник на меня падает. А вообще-то я ничего не чувствовала.
На следующее занятие девочки уговорили Наташку из леч-фака удалять зуб под наркозом. Всё прошло замечательно. Вот только Наташка в состоянии наркотического опьянения  ругала своего  парня последними словами и орала
-  Да, плевать я на тебя хотела с парашютной вышки без передышки.
      После чего все девчонки решили, что наркоз  -  штука опасная. Процедура безболезненная, но вот все тайны сердечные станут известны. А это пострашнее боли. На наркоз из студенческой среды больше никто не соглашался.