Здравствуй, старая ворона!

Лидия Христенко
      

    Мы едем на рейсовом автобусе, переполненном пассажирами. Тесно. Вдруг тоненький детский голосок маленькой девочки:
-Дядя, ножке больно...дядя...
Дядя увлечён разговором, не слышит. Девочка, сморщившись от боли, опять плаксиво канючит:
-Дяденька, мне больно...
Опять никакой ответной реакции. Тогда малышка громко, на весь автобус кричит:
- Дядя, ты меня заае...
- Чей этот ребёнок? Чья  это матерщинница? - наконец-то услышав ребёнка, кричит мужчина.
Тут рядом стоящие пассажиры зароптали:
-Да, ты  верзила ребёнку встал на ногу!
- Моя дочь не матерится...- возмущается молодая женщина и, обращаясь к малышке, спросила:
- Катенька, чем тебя дядя заколебал?

    Так вот маленькие дети часто не выговаривают какие-либо звуки. Труднее всего им поддаётся произношение звука-р-. В сочетании с гласными –а- и –о- соответственно произносят –я- и –ё-. А также вместо слогов -ло- говорят -ё-, а вместо -ры- - -и-. Такие малыши становятся объектом повышенного внимания подростков и насмешек. Они просят произнести их следующие слова: жеребёнок, фуражка, роба и другие. Одни дети с удовольствием повторяют названные слова, другие же обижаются и уходят домой. Так однажды со слезами на глазах убежал домой ребёнок, который приехал к дедушке с бабушкой в гости и решил познакомиться с ребятишками:
 - Я Никита Рыбак. Мне мама купила новую фуражку, она мне на лоб не налазит.
В ответ услышал лишь смех.
 Со временем дети  начинают выговаривать правильно, правда с большим трудом, труднопроизносимые упорно не поддающиеся освоению звуки. Только речь у них долго какая-то странная. Прислушавшись, понимаешь, что это ещё не отточенный, хорошо не усвоенный ими звук.  И долго слышим вот такое рычащее, каркающее произношение. Сами же ребятишки похожи на  взъерошенных воронят. Зачастую умудряются вставить  -р- в слова, в которых его и в помине нет и не было никогда.
        Однажды я была очевидцем такого эпизода: мама обратилась с просьбой к пятилетней дочери:
- Солнышко, помоги мне, подмети, пожалуйста, пол…
Та же, недолго думая, подбоченившись, с невозмутимым видом, ответила:
- Ага, мамочка, какая ты деровая! Всё я да я, дерай и дерай.
- Доченька, я очень устала на работе…
- Радно,  подмету
        А вот ещё один случай. Будучи в гостях у друзей в Кулунде, узнали, что их внук-второклассник никак не может научиться произносить слова с этим же звуком. Мы же учителя… хотя сейчас уже пенсионеры, но... бывших учителей не бывает. В общем, решили заниматься с мальчиком. Бедный наш подопечный! Сначала стеснялся, ни в какую не хотел повторять за нами. В ход были пущены известные всем скороговорки:
Рыла свинья, тупорыла, белорыла,
Полдвора рылом изрыла,
Вырыла, подрыла
До норы не дорыла.
На то хавронье и рыло,
Чтобы она рыла.
       и
Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап....
А также и слова типа: сорока, ворона, здравствуй, работа и.т.д.

      Лоб у  пацанёнка  покрылся  испариной, будто невесть какую тяжёлую работу выполнял… Но  мы упорно  продолжали штудировать его. Наконец, сжалившись, да и сами устав  изрядно, решили отпустить нашего прилежного, в конец измученного, ученика. Правда, на прощание я ему дружелюбно  сказала:
- Вот, нисколько не обижусь, если ты завтра придёшь и скажешь мне:здравствуй, старая ворона!
Улыбаясь, мальчик ушёл с мамой домой.
       А утром… Игорёк, едва переступив порог бабушкиного дома, громко произнёс:
- Здравствуй, старая ворона!
Родная его бабушка, чуть в обморок не упав, стала ругать малыша. А я, довольная тем, что наши труды не напрасны были, стояла  и улыбалась… Пришлось выручать ребёнка и  признаться, что ребёнок тут не причём… Просто уроки произношения усвоены успешно!


Фото из инета. Спасибо автору!