О фильме Звягинцева Левиафан и - не только...
Фильм - страшный.
Грех, в разных его обличьях, разъедает жизнь всех персонажей. Пьянство - беспробудное. Неверие - тотальное. Любовь, дружба, закон, честь, совесть, Вера, всё - продано, предано, всё - эрзац, всё - разрушается грехом.
Фильм как-то напряжённо своевременен, созвучен сегодняшнему отношению США к России. Может быть и поэтому он так высоко там оценен, получив приз, как лучший фильм на иностранном языке. «Левиафан» демонстрирует предполагаемое отсутствие для народа России его опор - Веры и Государственности.
Вместо них - властвует Левиафан, незримо, но явно присутствующий в каждом эпизоде фильма. Он - главное действующее лицо.
Спасибо Звягинцеву за название, которое одно является и объяснением - и предостережением, и, если его рассматривать в качестве предостережения, - нравственным оправданием фильма.
Но, претендующий, прежде всего, на правду, фильм - лжив, так как говорит языком Левиафана - без любви.
А правды без Любви и Веры - не бывает.
Храм, построенный на жестокости, корысти, лжи, разрушении человеческой жизни – как символ России – в последних кадрах фильмах является как бы его эпиграфом, главным выводом и особенно больно ранит своей лживостью, так как входит в противоречие с моим собственным жизненным опытом...
Каждое лето я бываю на даче в Новгородской области. В пяти километрах от меня, в селе Миголощи находится храм Иоанна воина. По преданию на его строительство жертвовал ещё генералиссимус Суворов, усадьба которого - Кончанское-Суворовское находится сравнительно недалеко, километров в 20, по дороге к Боровичам.
Этот, осквернённый в атеистическое время самими жителями Миголощь храм, с обвалившимся куполом, выбитыми стёклами, разобранным полом и осыпавшейся росписью, начал возрождаться усилиями всего двух хрупких старичков-пенсионеров, супругов. (Это произошло в годы «третьего крещения» Руси, когда ослабли поводья государства, жёстко стягивающие душу народа и ведущие его дорогой безбожия. Я видела как в храмы, не по приказу сверху, а по зову души, валил народ - креститься. Шли и седые старики, и молодые пары с младенцами.)
Не имея ни денег, ни сил, бросив привычку вином тешить душу, эти старики-супруги с упоением, ежедневно, не щадя своих слабых сил, начали вытаскивать храм из мерзости запустения. Достали где-то железо. Старик забирался на купол, крыл крышу. Вставлял стёкла. Ремонтировал печку. Многие их земляки насмешничали. Но некоторые из жителей села и соседних деревень присоединились к энтузиастам. Храм понемногу очищался. Затягивались его смертельные раны. В храме начали служить литургию. Но не хватало самого необходимого - не было иконостаса. А со стен обваливалась штукатурка с едва различимыми фрагментами росписи.
Приближалось двухсотлетие храма. Комиссия по охране памятников составила смету на начальный этап его реконструкции – 40 миллионов. Это – без реставрации росписей. Таких денег у немногочисленной, бедной общины не было. А у епархии - на очереди много других, более значительных храмов, нуждающихся в реставрации.
Тут к одной из «дачниц», купившей старый деревенский дом в Миголощах, приехал муж, привёз из города, на солнышко и свежий воздух, кота. Зашёл в храм посмотреть, что там и как. Увидел осыпающиеся стены с остатками росписи и предложил восстановить их, так, без денег, сказав, что почтёт эту работу за честь и благо для себя. Оказалось, что петербуржец – опытный реставратор церковной живописи. Прекрасные фрески: «Моление о чаше», «Благовещение» и «Вход в Иерусалим», лики четырёх евангелистов и икону Божьей матери над дверями храма ему за 2 лета удалось воскресить.
А, месяца за полтора до праздничной службы, проезжающий мимо на внедорожнике незнакомец, остановился у храма и расспросил у старосты храма, что за храм и в чём - нужда. Узнав о приближающемся юбилее и отсутствии в храме иконостаса, попросил схему расположения нужных икон. Как раз одну из копий схемы необходимого иконостаса, староста, озабоченная нуждами храма, всегда носила с собой. Эта схема была передана незнакомцу, который тут же уехал, обещая к сроку привезти иконы. О паспорте, имени отчестве и биографии незнакомца говорить, естественно, было некогда и как-то неудобно. Прекрасно выполненные иконы были доставлены в обозначенный срок. Местные мужички-дачники, которые и в церковь-то не часто заглядывали, бесплатно, радостно, с шутками и прибаутками работая от утренней до вечерней зорьки, откликнулись на просьбу и соорудили иконостас.
Когда, в щедро убранном цветами храме, началась митрополичья служба и митрополит благословил провести литургию по древним традициям: все немногочисленные прихожане, не более 50 человек, под руководством регента должны были петь молитвы и гимны вместе с четырьмя приехавшими церковными певчими, хор прихожан грянул так мощно и слажено, как будто пело множество опытных профессиональных певчих. Поражённый регент и поющие прихожане потом радостно говорили: «Кто это пел? Купол сносило!»
Теперь главной работницей храма, на смену ушедшему в мир иной первому зачинателю возрождения храма и его почитаемой, но старенькой, больной, жене, стала коренная жительница Миголощь, дочь уже тоже ушедшего, известного в своё время в этих местах егеря, активно участвовавшего в закрытии и разрушении храма. Она отдаёт всё своё время, думы и силы на современную, деятельную и многостороннюю церковную жизнь. И это делает и её жизнь наполненной, нужной и счастливой.
Это – не выдуманная, не "киношная" правда жизни.
Человеческими трудами, покаянием и любовью возрождается вера, а с ней - и Россия.
© Copyright:
Татьяна Уралова, 2015
Свидетельство о публикации №215011901355