О слове дружина и топониме Самватос. К этимологии

Анатолий Мармазов
Анатолий Мармазов

О слове "дружина" и топониме "Самватос". К этимологии названий


К этимологии слова «Дружина»
По Фасмеру слово «дружина» - это производное от слова «друг»:  «ст.-слав. Дроугъ Родственно лит. drau~gas "спутник, товарищ", лтш. dra°ugs, др.-прусск. draugiwaldіnen вин. п. "сонаследник", др.-исл. draugr (поэт.) "муж" (Хольтхаузен, Awn. Wb. 39), гот. driugan strateЪein, англос. dreґogan "совершать, добиваться", гот. gadrauґhts stratiиthj, д.-в.-н. trucht "отряд воинов, свита", д.-в.-н. truhti^n "военачальник, князь", лит. sudrugti "присоединиться и т.д.

Но в санскритско-русском словаре http://learnsanskrit.ru
Мы находим:
/dra/ 
1) идти
2) бежать
/dhru/ идти; ходить
/dhru/ - быть твёрдым, прочным
/dru/-дерево
 /jina/ m.  победитель
 /ji/  побеждать
/ja/
1. рождённый, происходящий из
2. f. племя, род
  /jiv/  жить, быть в живых

Таким образом, дружина – это крепко сплоченное отборное, живущее в одном месте, профессиональное  войско, предназначенное для защиты жизни князя и княжеских владений, а также  для дальних походов. Изначально дружина набиралась из надежных людей одного рода-племени (друже – обращение к верному человеку – единомышленнику общего корня с говорящим).
Обращает на себя внимание неразрывная связь слова «дружина» и слов «жизнь, жить» и "победитель, побеждать". А также, опосредованно, слова «дорога»(протертое ногами место: тереть-торить-драть).


Самватас. К этимологии древнего названия Киева

Из «Википедии» мы узнаем, что
Самватас (греч. ;;;;;;;;) — альтернативное славянскому раннее название Киева, которое засвидетельствовано в X веке византийским императоромКонстантином Багрянородным, сообщающим в трактате «Об управлении Империей» (ок. 948 года) о «крепости Киоава, называемой Самватас». Этогапакс: больше нигде такой топоним не упоминается.
Попытки объяснить этимологию слова пока не имеют надёжной основы. Предложено производить его из славянского, армянского или тюркских языков. Наибольшей популярностью пользуется версия хазарского происхождения, однако, как и прочие, она не поддаётся проверке. Сторонники этой гипотезы переводят Самватас как «Верхняя крепость», от тюркских слов sam- («высокий, верхний») и bat («сильный») или связывают с названием легендарнойСубботней реки Самбатион (ср. рум. S;mb;t; — суббота), которая в еврейской литературе протекала на краю земли в стране потерянных десятиИзраильских колен. В этом случае название могло возникнуть в недрах существовавшей в Киеве еврейско-хазарской общины.
В западной историографии упоминание о Самватасе иногда рассматривается как свидетельство основания Киева хазарами.

Но в словаре санскрита мы находим, что
 /samvas/
1) жить вместе
2) общаться с
3) жить в
/samas/
1) сидеть вместе
2) пребывать, жить в
/sambandhika/
1. проистекающий из родства
2. n.
1) родство
2) союз
Эти слова указывают на то, что в Самватосе-Самбатосе изначально жили члены одного племени.

/samita/ объединённый, связанный с
Samir соединять, связывать
/sambandh/  связывать, соединять
Эти слова указывают на то, что на месте Киева когда-то была переправа.

 /samvah/
1) вести
2) нести
3) тянуть
4) гнать
5) гладить, ласкать
/samvas/  мычать; реветь
/vas/
1) реветь; выть
2) кричать; петь (о птицах)
3) звучать
Эти слова указывают на то, что переправляли на другой берег не только людей, но и животных.
 
/sami/
1) сходиться
2) объединяться
3) сталкиваться
/sami/ n.
1) труд
2) старание, усердие
Комментарии здесь излишни.

Заключение. Рассмотренные нами слова, взятые из словаря санскрита,  указывают на то, что древнее название Киева «Самватос» ( другая форма «Самбатос») может быть выведено из этого древнейшего языка, причем «ос» в данном названии на тот момент являлось стандартным окончанием слов мужского рода именительного падежа. Это ни в коей мере не указывает на более древний возраст Киева, но говорит о том, что санскрит жил и до сих пор живет не только в индоевропейских языках, но и в других языках мира. Также эта версия подтверждает мысль о том, что на месте Киева в древности была переправа.