Утонешь, - домой не приходи...

Николай Панов
В детстве, собираясь идти купаться на речку, часто слышал от матери фразу: "Если утонешь, - домой не приходи!.."

- Мама, если утону, то как смогу придти домой? - спрашивал я мать.

- Не знаю! Так, мне в детстве говорили родители, - отвечала мама, - также и я тебя поучаю...

Слепая прабабушка, широко растопырив руки, летом не выпускала нас из дома купаться на Урал... Ей скучно было оставаться одной и она рассказывала нам, детям, разные интересные истории из жизни казаков, только чтобы мы не сбегали играть на улицу. Обычно, наслушавшись бабушкиных "сказок", мы после обеда вырывались из "плена" и бежали на реку купаться... Вдогонку нам летела всё та же, "избитая" фраза:

- Утоните, пострелята, - домой не приходите! - кричала вслед прабабушка, и грозила нам своими морщинистыми кулачками...

Повзрослев задумался, что же на самом деле могла означать эта фраза: "Утонешь, - домой не приходи!"

Оказывается давным - давно все уральские казаки, поголовно, были старообрядцами. По старообрядческим законам утопленников не "отпевали", т. к. их смерть считалась случайной, преждевременной и была неестественной, без обязательного "покаяния". В старину старообрядцы утопленников и самоубийц не хоронили на деревенском кладбище. Было убеждение, что если на кладбище похоронят утопленника или удавленника (самоубийцу), то весь край постигнет бедствие.

Утопленников, также как погибших странников и убитых в дороге свозили в убогие дома. Трупы клали в общую могилу, совершая молитву над ней в Дмитриеву субботу (последняя суббота перед Масленицей).

Существовало поверье, что утопленников "не принимает земля". Их души бродят или странствуют по земле, и являются на место смерти и домой. Вероятно, люди, чтобы как - то оградить себя от душ таких покойников - "визитёров" и придумали "защитный оберег" - фразу: "Утонешь, - домой не приходи!"