Как я обиделся на свою школу

Николай Шурик
       1958 год, вторая половина  января.  Десятиклассники нашей школы встречаются с бывшими  ее выпускниками, кто-то был местный, кто-то приехал издалека.  Запомнилась теплая атмосфера встречи, волнение, проникновенные выступления…  Тогда и подумалось мне, вот пройдет лет 10, приеду я на такой вечер, что  смогу сказать тем, будущим десятиклассникам в этом актовом зале?
      Вот уже и выпускной позади, университет, институт, семья, работа, армия,  новая работа…  Однако, вот уже и десять лет прошло.  Предупредил жену, на работе договорился, что возьму два дня отгула, чтобы поехать в город юности моей, придти в родную школу, увидеть своих учителей, встретить кого-то из одноклассников.  Пожалуй, есть уже, что сказать нынешним выпускникам про жизнь, важность учебы, роль различных школьных предметов для обучения в высшей школе и повседневной жизни.  Остались пустяки, уточнить дату встречи, обычно это бывало в начале студенческих каникул.  Числа 15 звоню через межгород в школу, заказывая учительскую своей 9 средней.  Отвечает приветливый женский голос.  В процессе разговора он становится нейтральным, более того, дата встречи не называется, и я чувствую, что моему звонку не рады , мягко говоря, мое благое намерение появиться не встрече «не вызывает восторга».  От такого неожиданного поворота разговора я не стал даже справляться, кого из учителей с я сейчас смог бы услышать, как планировал заранее.
      Расстроенный тем, что меня не хотят видеть, гнал от себя эти мысли, и несколько лет не писал и не звонил в школу.  И, только летом 73-го, когда встречался на десятилетии со своими физиками, с которыми учился в ПГУ, нашел - таки время, чтобы увидеться с Лидией Ивановной Ивановой нашей «литературой».   Мы проговорили, наверно, час, и тогда я, наконец, узнал, что  к 1968 году в нашей школе было по 10-12 выпускных классов, собранных со всех школ города, и о прочих новациях, чем она прославилась во всесоюзном масштабе.  Понятно, что для такого количество выпускников не хватило бы не только школьного актового зала, но и помещения  Петрозаводского Муздрама.  Конечно, трибуны стадиона, построенного недалеко от школы, еще более вместительные, но в конце января встреча на стадионе несколько проблематична, учитывая, что зимы в Карелии заметно отличаются от средиземноморских…  Плюс к тому, бесчисленное количество приезжающих посмотреть на такое чудо в социалистической системе образования, да еще всякие комиссии, которые очень интересовались, как в этой школе получается то, чего еще нигде не было (и не должно быть)... Потому-то, мой звонок и желание оказаться в школе на вечере встречи, видимо, были дополнительной головной болью, ну, да дело прошлое...
      Значительно позже я в деталях узнал, через что пришлось пройти моей (нашей) школе. Да, в середине 70 годов стать натуральным колледжем со множеством специальностей, чтобы его бумажный сертификат ценился выше корочек любого цвета, что дают сейчас после профильных техникумов-колледжей и некоторых институтов, это тогда трудно было не только сделать, но даже и представить. Если учесть, что народ рвался в эту школу и дети были одержимы желанием получить знания (которые частенько давали университетские и институтские преподаватели), понятно, насколько это не сравнимо с нынешними школами. А еще и частичное самоуправление и другие фокусы...
       Позже бывал я в школе и в 2005 и в 2013, да и в этом году не пройду мимо, зная, что там меня всегда ждут и я услышу те слова, которые мне нужны. 
И я «Нашу 9» тоже не забываю, как видите:   http://proza.ru/2012/10/05/59