В шестнадцать мальчишеских лет

Айза Барзанукаева
В то солнечное утро 23 апреля 2002 года Рамзан как всегда с тетей ушел на базар. Здесь было место его работы. Торговал видео- и радиоаппаратурой.
Вскоре прошел слух, что в их поселке, именуемом в народе "Мурушкиным хутором"(в районе железнодорожного вокзала станции "Аргун", рядом с бывшим хлебоприемным пунктом), идет "зачистка".
Он вспомнил, как в одну из "зачисток" ворвавшиеся в их дом федералы, не дав опомниться ни ему, ни его  отцу Ибрагиму, жестоко избили их за то, что не выполнили команду стать на колени. С тех пор при слове "зачистка" у Рамзана появлялся панический страх.
...Во второй половине дня стало известно, что солдаты ушли из Мурушкиного хутора. И Рамзан вместе с пришедшей за ним мамой ушел домой. Но, воистину, от судьбы не уйдешь. Пообедав, он вышел на улицу к друзьям. Когда ребята заметили возвращающихся почему-то на БТР-ах федералов в масках, они, не сговариваясь, мгновенно разбежались в разные стороны:сработал инстинкт самосохранения.
Вот этот страх и заставил его, не запятнавшего себя ничем, побежать. Только холодный, проникающий во все клетки тела страх за свою жизнь. Но не успел добежать. Не смог сохранить себя, свою жизнь. Судьба распорядилась иначе.
С БТР-ов открыли автоматный огонь на поражение. Пуля прошла рядом с сердцем.
ЧтО успел он вспомнить в последний миг своей короткой жизни? О чем успел подумать? Чей образ предстал перед холодеющим взором Рамзана? Может, увидел глаза матери, страстно старавшейся уберечь их, своих семерых детей, от страшной войны?
Или, может, облик любимой девушки, которая в залог верности накануне дала ему
золотую цепочку? Этого нам не узнать никогда.
...По истечении некоторого времени, когда первоначальная боль утраты чуть поутихла, Макка много рассказывает о сыне. Кажется, ей стало бы   немного легче, если бы она могла быть уверенной, что он не успел почувствовать смертельной боли, пусть бы было, как поется в песне,- "если смерти, то - мгновенной".
Обычно много всяких случаев рассказывают о покойнике из его жизни, уже ставшей прошлой. А о Рамзане вспоминали все то, что обычно рассказывали при его жизни. Этих случаев - забавных, смешных, поучительных- предостаточно. Но все воспоминания сводятся к одному: он был очень домовитым хозяином, любил живность, начиная от хомячков и кончая крупным рогатым скотом. Однажды он уговорил родителей купить мксячных двух телят. Затем пришел к ближайшей соседке и уговаривал ее купить оставшегося одного теленка у того, у кого он приобрел тех двоих. Но по какой-то причине соседка не смогла выполнить просьбу Рамзана. Тогда он как-то умудрился прикупить и третьего. Через некоторое время, когда бока телят залоснились(естественно, от хорошего ухода), он сознался родителям, что ему жаль было стоявших в навозной жиже телят.
Самого его я не знала. Видела мельком раза-два в компании с друзьями. Но знала его маму, старшего брата, тетю, двоюродных братьев. Знала, чем живет их семья. Знала особую атмосферу этой семьи - атмосферу доброжелательности, добропорядочности, бескорыстия, щедрости, уважения к людям, коммуникабельности. То, что на жизнь их семья зарабатывала честным трудом.
   На рынке Рамзан успел заиметь "своих" клиентов. Были среди них и два военнослужащих-сапера. Они покупали у него кассеты. Он старался подбирать кассеты с записями полюбившихся покупателям песен.
   А в то трагическое утро его не оказалось на своем привычном месте. Непривычным было то, что солдаты услышали о нем от соседей по прилавку.Эта страшная весть потрясла их, тех, кто не раз видел смерть и соприкасался с ней. Не прийти к его родителям выразить соболезнование они не смогли. Не смогли сдержать слез. Рамзан покорил их сердца кавказским радушием, обходительностью, приветливостью, воспитанностью по отношению               ко всем своим покупателям. Им жаль его юности, его красоты, его несбывшейся мечты. Он и аттестат-то зрелости еще не успел получить. Семнадцать ему исполнилось бы только в июле.
   А от его такой короткой, как вспышка молнии, жизни на память о нем у любимой девушки осталось ощущение:"какой красивой мы были б парой, мой милый, если б не было войны. Еще до встречи вышла нам разлука, а все же о тебе я вижу сны. Да разве б мы прожили б друг без друга, если б не было войны".
   ...После похорон и поминок  один из братьев Рамзана ехал на своем "жигуленке". Притормозил при выезде на центральную улицу. В этот момент ему навстречу выбежал мальчуган лет 7-8:"Рамзан! Рамзан!" и удивленно замолчал при виде сидевшего за рулем очень похожего на Рамзана  парня. Понял, что обознался.Но не понял, почему за рулем другой, не Рамзан. Только сказал:"Эту кепку мне подарил Рамзан". Совсем посторонний мальчик. Но Рамзан старался быть добрым по отношению ко всем - и родным, и чужим, и незнакомым. Брат Рамзана не стал омрачать душу мальчика. Он только улыбнулся ему и поехал дальше.
А сегодня я завидую Рамзану. Завидую той памяти, которую он оставил после себя.  Можно прожить очень долгую жизнь и не "заработать"себе добрых слов перед последним приютом.Сколько слов сказано о нем, сколько людей пришло проститься с ним, высказать слова соболезнования, разделить горечь утраты! Такое количество Добрых слов, слов благодарности успевает заслужить не каждый человек, даже дожив до преклонного возраста. А он - заслужил. Так чем же измеряется ценность человека?!