Притча о цыганёнке

Николай Панов
Было это в далёком детстве...

Однажды зимой зашёл я в сенник, где отец металлическим крюком сено дёргал из скирды. Достал из кармана штанов спички и машинально тряхнул коробком. Тут же, моё левое ухо "обожгла" сильная боль. Это отец схватил его правой рукой и повернул против часовой стрелки... За что?.. Ведь, я ничего не натворил...

- А!!! - закричал я и, вырвавшись из рук отца, побежал домой, где с громким плачем уткнулся в юбку матери...

- Что случилось? - спросила мать. - Перестань реветь и расскажи, кто тебя обидел.

- Папа мне ухо чуть не оторвал, - захлёбываясь слезами, сказал я.

- Значит, было за что, - ответила мать. - Отец просто так, уши драть не будет.

- То - то и оно, что не за что, - всхлипывал я, - только спички из кармана вытащил, а папка багор бросил, и давай ухо драть...

- А говоришь, - не за что! - воскликнула мать. - Кто же в сенник со спичками ходит, а если пожар устроишь...

- Так, я даже коробок не открывал, - вытирая слёзы, произнёс я.

- Когда откроешь, да спичку чиркнешь, уже поздно будет, - сказала мать. - Правильно отец сделал, что уши тебе надрал. Нельзя детям спички в руки брать. Не баловство это, беда может случиться...

На следующий день, когда родители ушли на работу, прабабушка усадила нас с братом рядом с собой и начала неторопливо рассказывать нам притчу про цыганёнка:

"Поселился в деревне по соседству с русским крестьянином цыган с семьёй. Однажды крестьянин вышел на крыльцо своей избы, а сосед - цыган за плетнём - забором сына - цыганёнка вожжами отхаживает. Бьёт, значит, да так сильно, что цыганёнок благим матом кричит, а цыган, не обращая внимание на его крики, продолжает его дальше вожжами лупить пониже спины...

- Сосед! - кричит ему крестьянин. - Ты за какую провинность сына бьёшь?

- За молоком хочу послать, - отвечает цыган, а сам дальше лупит сына вожжами.

- А бить то его, зачем? - вопрошает крестьянин, которому жалко стало цыганёнка.

- Чтобы молоко не пролил, - ответил цыган и, отбросив вожжи, сунул в руки цыганёнку деньгу - "пятачок" и крынку. - Давай дуй!.. Да, по - быстрей!..

- Так, ведь, он же молоко, ещё, не пролил, - заметил сердобольный крестьянин.

- Когда прольёт молоко, бить его будет, уже, поздно, - ответил цыган и скрылся в своей избе".

- Не обижайтесь, внучата, на своих родителей, родного отца с матерью, - сказала в заключении прабабушка, - они вас уму - разуму учат. Когда беда случиться, поздно будет кулаками махать...

Сей урок, пошёл мне впрок.