Белла Михайловна

Лариса Гребенкина
(Глава из цикла "Жильцы экспериментального дома")
                Одной из самых светлых
                И добрых  людей, которых я знала

Белла родилась в семье врача в Белоруссии, в Гомельской области, в небольшом городишке, бывшей еврейской  резервации. Детей было много, - семь человек, мал мала меньше.
Мать после рождения последнего ребёнка заболела и больше не встала, умерла. Доктор, уже не первой молодости, женился вторично на вдове с пятью своими детьми. Так и жили – целый кагал детишек разного возраста.
                Когда Белла подросла, никто не мог вспомнить, когда она родилась. Прикинули, сопоставили что-то с чем-то, решили, что ей семь лет, выписали задним числом метрику и отправили учиться в школу. Была она бойкой девочкой с буйной, кудрявой головой. Перед школой её остригли налысо, так как выявили в волосах вшей.
Ко всем детям в семье относились одинаково, все по мере роста поступали в школу, все хорошо учились. Постепенно выпорхнули из семьи старшие, подошла очередь Беллы.
Её, как самую успешную, отец отправил в медицинский институт в Минск.
             Белла к тому времени стала красавицей с большими серыми глазами в мохнатых ресницах и с копной блестящих тёмных кудрей. Вся пышущая здоровьем, весёлая девушка. И не   удивительно, что в неё влюблялись однокурсники. Один из них – Илья и покорил её сердце. Поженились сразу после окончания института.
              И тут – война! Илью сразу же отправили на фронт, Белла устроилась в госпиталь в тылу.
Что случилось с её родственниками в Гомельской области, так и не узнала. Уцелела ещё только сестра Галина, которая в это время находилась в Крыму.
В какой-то момент Беллу отправили на ликвидацию эпидемии тифа, разразившуюся среди пленных немцев.
Заставляла себя относиться к больным ровно, но чувствовала неприязнь к этим совершенно не похожим на уверенных ранее в себе захватчикам.. Потому что уже знала, что они творили с заключёнными в концлагерях.
Однажды один из пленных спросил её:
- Юда?
Белла Михайловна, глядя ему в глаза, ответила:
- Да, Юда.  И спасаю тебя!
И её охватила ярость, даже губы задрожали. И вдруг увидела, что немец плачет.
Позже думала:
- Может среди них есть обычные люди, просто загребли всех на войну.
          Белла Михайловна заразилась тифом. Долго была между жизнью и смертью, но молодость взяла своё. Она выздоровела, но совершенно потеряла слух.
          Закончилась война, Белла Михайловна с мужем нашли друг друга и начали строить свою жизнь. У мужа к любви  примешивалась острая жалость. Он, забываясь, что-то ей говорил, она напряжённо всматривалась, как шевелятся его губы и не всё понимала. Но со временем они научились понимать друг друга.
Родилась  дочь Ольга через пару лет  - Семён, Сэм, как его начали называть.
Мужа уже назначили на должность главного врача в одной из больниц  города Новосибирска. Белла Михайловна работала глазником в детской поликлинике.
С годами она не очень изменилась, была статной, красивой, а, главное, всегда в хорошем настроении. Хотя доставалось ей много.  Маленькие дети, работа, уход за матерью мужа, которая с ними жила. Дело в том, что мать разбил паралич. Она была в полной памяти, любила свою невестку, жалела её.
              Шли годы. Мама мужа, проболев семнадцать лет, умерла, дети выросли. Оля вышла замуж. И тут случилась беда с единственной уцелевшей одинокой сестрой Беллы Михайловны – Галиной. Её тоже парализовало, и Белла Михайловна забрала её к себе в свою уже большую семью. Всё , вроде, было по-старому. Но Белла Михайловна ощущала, как что-то разлаживается.
Присутствие Гали тяготило зятя и она это чувствовала. Утверждала, что боится Олега
- Чего конкретно ты боишься, - спрашивала Оля
- Его взгляда, он меня ненавидит,
- Да что ты, Галя, он хороший парень – успокаивала Белла Михайловна.
- Я чувствую, - твердила своё Галя.
             Муж Илья почти всё время проводил на работе. Белла Михайловна с какого-то времени в свою очередь почувствовала, что они с ним отдаляются. Хотя он, как мог, облегчал её жизнь – обеспечивал семью, забирал Галю в стационар на целый месяц, тем самым давая Белле Михайловне передышку. Но что-то главное ушло. Белла Михайловна замечала, что он постоянно пребывает в задумчивом и даже нервном состоянии, всё меньше с ней общается. Дома чаще всего погружается в чтение. Библиотека у них была большая, собранная не одним поколением. Белла Михайловна тоже много читала, и прежде они с мужем обсуждали прочитанное. А теперь они уже не делились мнениями о прочитанном, им как будто нечего стало друг другу говорить.
            И в один прекрасный день муж ушёл из дома к молодой красивой своей секретарше. Разрубил - так разрубил, переехал жить в Москву.
 Белла Михайловна и все члены семьи были потрясены. Но если у молодых была ещё своя жизнь, то Белла Михайловна, как говорится, зашлась от горя.
Она сразу постарела, ночами перестала спать.
Случились ещё некоторые неприятности. Оказалось, что зять  её любитель не просто выпить, а напиться. Будучи в командировке в Киеве, куда поехал по заданию НИИ, в котором работал, он напился и потерял какие-то важные служебные документы. Отчего здорово пострадал его карьерный рост.
Стали проявляться у него раздражительность, нетерпимость. Зная характер своей Оли, её выдержку, умение держать себя в руках, находить разумный и терпеливый подход, Белла Михайловна не могла не волноваться за неё.
            И тут у Оли и Олега родилась девочка, которую назвали Наташей.
Это событие как будто вернуло Беллу Михайловну к жизни. Она нянчила внучку, ночью поднималась к ней по первому писку, прогуливала во дворе.
Почти одновременно в их экспериментальном доме появилось трое девчонок с разницей в один два месяца.
Белла Михайловна познакомилась с мамашами, не скупилась на советы, проявляла к младенцам живейший интерес.   
Она пошла на пенсию, давая Оле возможность работать. Иногда, гуляя со своей внучкой, приглядывала за Танюшкой, дочкой соседки с первого этажа Люси. И та успевала сбегать, пока ребёнок спал в коляске, в магазин за молоком.
     Люсю поразила доброжелательность этой женщины. То, как она любит детей  - и своих и чужих.
Оля жалела мать. Говорила:
- Она так устаёт! Начала быстро стареть, мало спит. И ещё Галя! Мама с трудом её ворочает, а запускать нельзя! Уже больше десяти лет лежит.
     Однажды Люся зашла к ним с сыном, который свалился с горки и ушиб голову. Попросила Беллу Михайловну определить, нет ли сотрясения. Белла Михайловна осмотрела мальчика, расспросила и сказала:
- Всё  нормально!
Дверь в комнату Гали была открыта. Люся увидела там очень старую женщину. Полу прикрытое тело  какого-то неживого жёлтого оттенка, с пустыми мешочками, ранее бывшими грудью. Она лежала с  закрытыми глазами.
- Читать она не может? – спросила Люся
- Нет, конечно, рук  не поднимает. Мы прежде сами ей читали – Оля и Сэм,  а теперь она потеряла к этому интерес.
- Так чем же она живёт?
- Воспоминаниями, - ответила Белла Михайловна.
Однажды к Белле Михайловне вызвали скорую помощь.
- Сердечный приступ, - объяснила Оля, - представляешь, я сегодня не выдержала и сказала Гале, чтоб она имела совесть, а то мама «уйдёт» раньше неё.
Люся поразилась. Это же была откровенная просьба:
- Умри!
Люсе стало очень жаль и Беллу Михайловну, и Олю, которая имела отчаянное мужество сказать такие слова. Или это не мужество? Может жестокость?
И жаль эту несчастную старушку,  её бессмысленную жизнь, но всё-таки жизнь с её воспоминаниями. И что она испытала в тот момент?
   Галина вскоре умерла. А у Ольги родилась ещё одна дочь, как две капли похожая на Беллу Михайловну.
Сэм женился, в доме появилась молодая цветущая женщина, сильная и властная, с румяными щеками и развесёлыми веснушками.
Она сразу заявила всем родным Сэма:
Я сама воспитаю себе мужа такого, как мне нужно. Прошу не вмешиваться.
И никто не вмешивался.  Белла Михайловна говорила:
- Сэм счастлив – и это главное! Он любит её, она родила ему детей –  и слава Богу.
     Жизнь Беллы Михайловны оборвалась внезапно от инфаркта. И она избежала того, чего сильно боялась. Не доставила Ольге тяжкой обязанности годами ухаживать за больным человеком.