Ингерентность. Русская азбука

Татьяна Ульянина-Васта
Кроме олимпиады в 1980 году в СССР происходили и другие интересные события, видимо, вызванные этим грандиозным событием, сопоставимым разве что с Московским фестивалем молодёжи и студентов  в 1957 году.

Одним из таких отголосков можно считать советский, заметим, относимый к разряду научно(!)- фантастических,  фильм "Звёздный инспектор". Недостатки кино-повести опустим. Присмотримся к тому, что собственно хотели донести те, кто стоял за создателями указанного фильма о звездных войнах.

Итак. Небольшая группа ученых, не нашедшая признания своим идеям на Земле, отправляется на 7-ю планету системы Игнаранта.

Отметим особенность записи информации "на слух".

Абстрактные модели являются идеальными конструкциями, построенными средствами мышления, сознания. Создатель такой модели пытается в своем сознании воспроизвести и обобщить какую-то конструкторскую либо архитектурную идею, полученную им  с внешних носителей информации. Насколько каждому конкретному сознанию удаётся достигнуть совершенства в своем умозрительном переводе образных данных в символические - тексты, чертежи, схемы, понятные и другим сознаниям зависит не в последнюю очередь от способности "информатора" интерпретировать (перевести) имеющиеся у него знания на общедоступный язык.

Чтобы некоторая материальная конструкция могла быть отображением, т.е. замещала в каком–то отношении оригинал, между оригиналом и моделью должно быть установлено отношение похожести подобия. Но, разумеется, чертёж подводной лодки - это не сама лодка. И даже воссоздав её на 3D принтере - вы не получите оригинал.

Таковы образы в том фильме, с которого начинался текст:

В фильме просто гениальные диалоги, из которых можно понять, что и в космосе летают на север и на юг.

Это смешно? Да несколько наивно. Но вспомним то, что только что говорилось про возможности переводчиков: в рамках имеющихся представлений о том, что собственно авторы фильма пытаются передать своим зрителям.

Слабая словарная и образная подготовка творцов к подобной переброске информации вызывает вопрос: откуда шла передача, что сознания оказались малоподготовленными к процессу переброски в рамках поверхностности, нераскрытости потенциальных возможностей того, о чём пытаются сказать авторы "Звездного инспектора". Если это случайно полученный сигнал - то каким образом его удалось получить? Если не случайно - почему инициаторы вводных не произвели предварительную подготовку, так сказать, упустили из виду ингерентность.

Ингерентность - согласованность модели с окружающей её культурной средой, принадлежность модели данной среде.

Вспомним название планеты изгоев: 7я планеты системы Игнаранта. Это можно понять как неточное воспроизведение, допустим,  слова "игнорировать", так и "ингерентность". Но можно и как симбиоз символов "игн"+"оранта".

Именно иконы системы "оранта" характеризуются изображением Спасителя не на руках Богоматери, а в районе сердечной чакры - анахата в круге. В буддизме соотносится с телом закона. Итак - звездный инспектор?

А "игн"? Как вариант: ignis — «огонь».

Испепеляющий закон. Так называется система, которую выбрали для осуществления своего проекта оп  созданию искусственного разума земные ученые. Результат, всё же получился неутешительным. За долгие годы ученые-отшельники успели построить жилище в стиле пчелиных сот и гигантский Высший разум - Тубосс. Который захватил мозг своих создателей, и те, находясь под влиянием нечеловеческого детища, прониклись идеей создания центра по управлению  человечеством.

Далее жители 7-ой планеты Игноранты с целью переброски на Землю связались с земной транскопорацией «Майнтхаус», выступившей в лице своего президента, позже покончившего жизнь самоубийством, пособником Тубосса.

Тубосс. Босс — хозяин или глава предприятия. Происходит от англ. boss — «хозяин, шеф, шишка». Очень просто. Тем более, Тубосс реально напоминает шишку - круглую шишку, или яйцеклетку в ноль часов на момент зачатия.

Тогда - "ту" - по ту сторону, в отличие от "по эту".

Посадочный модуль корабля инспекции для сообщения с планетой и орбитой состоит из плексигласового шара, который кажется столь хрупким, что вызывает сомнение сама возможность использования такого прибора для озвученной задачи. Но не станем торопиться с выводами. Обратим внимание на образное подобие данной машины оплодотворенному яйцу. Так где у них то самое "по ту". Там не нужны такие мощные конструкции как "по эту". Отсюда всё проходит так элегантно.

Вот только остаётся загадкой - понимали ли создатели образов в фильме "Звездный инспектор" о чём, собственно, они пытаются сказать советским зрителям. Если понимали - то черно-белое межгалактическое телевидение вполне в духе времени.

Майнтхаус - мой дом, дом в шахте. На русский дан как английское предприятие.

Корабль звездной инспекции с русско-польским экипажем "Вайгач", носит имя острова на границе Баренцева и Карского морей (Ненецкий АО Архангельской области). Отделён от континента узким проливом Югорский Шар и от Новой Земли проливом Карские Ворота. 

Шар с Воротами вполне могут подойти на роль посредников в переброске информации на "Мосфильм" в 1980 году.

Собственно, почему Тубоссу понабился именно "Вайгач"? Данный корабль был оборудован уникальной системой защиты - "Платан". В Библии величественные, высокие платаны — деревья Бога. В Древнем Египте его считали воплощением богини неба Нут.

А ведь ученые Тубосса носили именно костюмы жрецов Египта, согласно утверждению инспекторов. Возможно, потому из всех кораблей, бороздивших Вселенную, выбор искусственного разума пал на защиту системы Нут.

Подведем итог.

Символика старого советского фильма, как выражаются математики, оказалась моделью с  "многоместным отношением". Скудным языком, но тем не менее, как можно более точно, раскрыта достаточно зашифрованная тема "звездных миров". Мир включает не только объект, но и (в определенных отношениях): субъекта, организующего моделирование, и задачу, ради которой проводится моделирование (обоих – через цель); объект–оригинал, который моделируется; средства, из которых создается модель; а теперь и среду, в которой модель должна функционировать.

Москва - 80.

До свиданья, наш ласковый мишка. Возвращайся в свой сказочный лес.